Россия намерена развернуть на Луне постоянно действующую автоматическую базу в 2016–2020 годах, – сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов в интервью «Известиям». По словам главы космического ведомства, наша страна по-прежнему остается лидером мировой космонавтики.
На Луне существуют неограниченные залежи достаточно чистого источника почти даровой энергии
Как говорит Перминов, развертыванию будет предшествовать программа лунохода нового поколения, сроки реализации которой назначены на 2012–2015 годы.
В 2010–2015 годах предполагается провести испытания блоков лунных и марсианских межпланетных комплексов, где необходимо отработать вопросы энергетики, робототехники, радиационной безопасности и обеспечения жизнедеятельности. При этом пилотируемые межпланетные программы остаются в дальней перспективе – после 2035 года.
Других подробностей реализации лунного проекта глава Роскосмоса не сообщил.
Согласно сведениям из открытых источников, на сегодня в России ведется проработка проекта лунной базы лишь на уровне концепций: до предварительного проектирования дело пока не дошло.
Насколько известно, наиболее проработанным проектом является луноход нового поколения, которым занимается НПО им. Лавочкина – признанный лидер в области создания межпланетных КА, в составе которого несколько лет действует Центр изучения Луны.
Проект наследника легендарного «Лунохода» получил название «Карат». По мысли разработчиков, самодвижущаяся микроплатформа в перспективе станет универсальным планетоходом-разведчиком, пригодным для освоения не только Луны.
«Гарантийный срок эксплуатации планетохода – не менее одного года, но мы рассчитываем, что он прослужит гораздо дольше», – говорит директор Центра изучения Луны Александр Лукьянчиков. За год мини-разведчик должен обследовать выбранный район поверхности Луны, собрать образцы грунта, передать на Землю изображения, а затем, в конце миссии, перегрузить грунт на борт возвращаемого аппарата, который доставит его на Землю.
В настоящее время программа «Карат» рассматривается в рамках проекта «Луна-Глоб», включенного в Федеральную космическую программу на 2006–2015 годы. Сегодня готов демонстрационный макет планетохода, который пока разъезжает лишь по территории НПО, но на текущий год намечены его полевые испытания в «лунном ландшафте» на одном из полигонов.
Как сообщают представители НПО, на втором и третьем этапах лунной программы будут созданы посадочная платформа с мягкой посадкой, усовершенствованный луноход – транспортер, которые будут использованы при строительстве, развертывании и наращивании автоматической лунной базы.
Для посадочных миссий предполагается применить датчики и системы, предусмотренные в миссии «Фобос-Грунт» для обеспечения посадки на спутник Марса. «Хотя автоматическая лунная программа будет самостоятельной, накопленные нами знания и технику можно будет использовать на начальном этапе строительства пилотируемой базы», – убежден Лукьянчиков. Это касается элементов навигационного обеспечения – маяка, инфраструктуры, связанной с обеспечением связи, электроснабжения.
В этой связи несколько слов следует сказать о проекте «Фобос-Грунт», который в 1998 году был утвержден в качестве основного межпланетного проекта России на ближайшую перспективу. В 2006 году было закончено макетирование основных узлов и приборов «Фобос-Грунта» и проведены первые виброиспытания аппарата в сборе. Изготовление серии еще десяти технологических макетов начато в 2007 году, лётные аппараты планируется собрать в году текущем, а старт первой миссии намечен на октябрь 2010-го. Общее время экспедиции должно составить три года.
Между тем, у нормального человека, услышавшего о планах освоения Луны, возникает закономерный вопрос: «а оно нам надо?» При этом соображения национального престижа отходят на второй план – все знают, сколько стоит космонавтика: «дорого!» До сих пор многие представители старшего поколения считают, что американцы осуществили дерзкий проект «не просто так»: наверняка, империалисты искали на естественном спутнике Земли золото, алмазы, уран или инопланетные технологии. Иначе, действительно, – зачем?
Совершенно точно – не для создания базы для освоения Солнечной системы. Как считает Лу Фридман, исполнительный директор американского Планетного общества, самой крупной в мире неправительственной организации, занимающейся исследованием Солнечной системы, а также поиском внеземных форм жизни, «трудно найти более дорогой способ попасть на Марс, чем с лунной стартовой площадки. Ведь там не просто придется построить соответствующую инфраструктуру, но и доставить все для этого с Земли. Использование Луны должно быть ограничено отдельными полетами и решением специальных задач. Создавать там базу – значит разбазаривать средства».
Заметим – в данном случае речь идет о чисто научной базе. Но между тем, полезные ископаемые (причем – очень полезные) на Селене, скорее всего, есть. Речь идет о гелии-3, самом лёгком из изотопов гелия. На Земле он присутствует в исчезающе малых количествах, тогда как на спутнике, где температура в тени не превышает 4 градуса выше абсолютного нуля, могут присутствовать целые залежи газа в виде конденсата.
Кстати, этим – наличием низких температур – и объясняется интерес ученых к лунным полюсам, где существуют области вечного дня (можно добывать электроэнергию с помощью солнечных батарей) и вечной ночи (где предположительно находятся самые богатые залежи гелия).
Считается, что этот изотоп может стать идеальным топливом для термоядерной энергетики, которая даст человечеству неограниченный, достаточно чистый источник почти даровой энергии. Дело за малым – создать промышленный образец термоядерного реактора, который не «жрал» бы электричество из внешнего источника, а мог бы «прокормить» хотя бы сам себя. Лишь в этом случае промышленное освоение Луны приобретает практический смысл.
Впрочем, ученые надеются, что после 60 лет исследований в области управляемого термоядерного синтеза такие реакторы будут построены в ближайшие 15–20 лет. А до того есть смысл разведать возможные запасы топлива для них. Автоматическими станциями. На всякий случай.