Профессор Института цитологии РАН Виктор Михельсон уже много лет занимается проблемами старения. О том, чего достигла наука в этом вопросе, он рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
Не вижу смысла обходить естественный половой процесс продолжения жизни, тем более что зарекомендовал он себя очень хорошо
– Как можно победить старение? Дожить до максимального возраста, отпущенного человеку природой?
– Общепринятых способов нет. Ведь старение – это не какая-то специальная программа, а побочный эффект индивидуального развития человека. Побочный, но обязательный. И замедлить старение можно только… замедлив каким-то образом индивидуальное развитие человека.
– Но если человек не будет пить, курить, начнет заниматься спортом, есть гарантия, что он проживет дольше?
– Нет. В США проводилось исследование: ученые пытались выяснить, как разные диеты влияют на продолжительность жизни. Но чтобы это выяснить наверняка, нужно дождаться, пока человек умрет. Само собой, участвовать в таких экспериментах никто не захотел. Поэтому взяли диеты, которыми люди пользовались в 20–30-е годы прошлого века. В общем, это те же самые системы ограничения питания, которыми мы пользуемся и сейчас. С солью и без, с сахаром и без него, с большим количеством воды и наоборот… Оказалось, что ни одна диета на продолжительность жизни не влияет. Единственное исключение – голодная диета. На мышах и крысах она дает результат. Если крыс кормить скудно, они живут несколько дольше. Нормальные мыши и крысы живут 3 года, а голодающие – 4 и даже 4,5 года.
На человеке таких опытов, конечно, никто не ставил. Если не считать ГУЛАГов… Есть определенные наблюдения, что люди, вышедшие из сталинских лагерей, лучше «сохранились». Но тут сложно судить. Многие там умерли, на свободу вышли только самые сильные. В любом случае, даже если скудное питание и позволяет человеку жить дольше, это увеличение незначительно – может быть, до нескольких лет.
– Тогда почему представители некоторых горских народов живут так долго?
– Сложно сказать. Вероятно, разреженный воздух, особый климат. Известно, что люди, у которых медленнее идет обмен веществ (это, видимо, относится и к горцам), иногда живут дольше. Некоторые по непонятным пока причинам доживают до 110–120 лет. Но это исключительные случаи.
Если же говорить о средней продолжительности жизни, то она и так растет очень быстро благодаря успехам медицины, которую принято ругать, и улучшению условий для жизни. Во времена Пушкина средняя продолжительность жизни была 40 лет – из-за высокой смертности младенцев и эпидемий.
– Можете привести какие-то примеры народов-долгожителей?
– По самой короткой жизни – могу. Из современных – это жители северных регионов: чукчи, эвенки. Они живут в среднем 40 лет. Это может быть связано с их образом жизни. Алкоголизм там очень развит. По крайней мере, никакие исследования ученых не выявили биологических различий между ними и другими народами. Если говорить об исторических примерах, известно, что фараон одной из самых древних династий в Египте, судя по сохранившимся записям на папирусе, прожил 100 лет. Авраам жил 200 лет, по Библии, а его предок Мафусаил – 900. Я склонен в этом сомневаться. Фараон жил на 1000 лет раньше Авраама, к тому же Египет и Израиль находятся рядом. Вряд ли у них могла быть такая существенная разница в продолжительности жизни.
– Как вообще наука объясняет старение?
– Есть две основные теории. Окислительная говорит о том, что свободные кислородные радикалы в течение жизни постепенно повреждают ДНК клеток. Одно время в аптеках даже продавались средства против старения – антиоксиданты, которые были призваны бороться с этим процессом. Но они показали свою неэффективность.
Я являюсь сторонником другой теории. В 1961 году американец Хейфлик установил, что наши клетки не могут делиться бесконечно. Стареем и умираем мы именно из-за этого. После деления клетки ДНК каждой хромосомы новой клетки становится немного короче предыдущей, вернее, укорачивается ее хвост, который называется теломера. Клетка размножается много раз в течение жизни, а хвост становится всё короче. В организме образуется своего рода дырка, которая приводит к инфарктам и другим страшным болезням. Чем старше человек, тем больше дырок, тем чаще он болеет. Есть, правда, вещество теломераза, которое удлиняет размер хвоста, и в пробирках ученым удаются подобные опыты. Но в живом организме (пока пробовали только на мышах) при введении теломеразы образуются злокачественные опухоли.
– Почему злокачественные опухоли такие живучие?
– Потому что они как раз постоянно вырабатывают эту самую теломеразу. Хвосты у хромосом клеток со временем укорачиваются, а это вещество их полностью восстанавливает в прежнем объеме. Клетки злокачественных опухолей способны размножаться бесконечно. Я приведу такой пример. В 30-е годы прошлого века в Америке от рака шейки матки умерла некая Элен Лейн. Так вот, клетки ее злокачественной опухоли живы до сих пор. Ученые разных стран мира продолжают изучать «потомки» ее клеток. Есть они в пробирках и в нашем институте.
– А стволовые клетки не способны победить старость?
– Пока положительных результатов применение стволовых клеток на человеке не дало. В теории, стволовые клетки или праклетки при вживлении в определенный орган должны там прижиться и заменить «дырку», которая образовалась из-за какой-то болезни. Но это только теория. Боюсь, что стволовые клетки, предлагаемые в косметических салонах – это самодеятельность или даже жульничество.
– То есть совсем никаких надежд на продление жизни не осталось?
– Многие возлагали надежды на клонирование. Я и сам когда-то так думал, когда участвовал в поисках мамонта в вечной мерзлоте на севере. Мы надеялись найти в туше животного хотя бы одну живую клетку, но не нашли. Но даже не это главное. Оказалось, что и клонирование – не панацея от старости. Почему знаменитая овечка Долли умерла такой молодой? Потому что была клоном другой овцы и «дожила» только те годы, которые были положены ее «матери». Я предполагаю, что и человека можно клонировать. Но, так же как и с Долли, клетка ДНК передаст информацию таким образом, что ребенок будет жить не с нуля, а с возраста своего родителя. Если клетка для клонирования берется, например, у 50-летнего человека, то его клон проживет 20–30 лет, не более.
К тому же он не будет копией другого человека. На людей влияет как генетика, так и совсем другие факторы: образ жизни, окружающая среда, социальные отношения. Когда клон вырастет, он даже выглядеть будет по-другому, хотя и будет похож, конечно. Это будет другое существо, со своим мозгом, с другой памятью. К вам, если вы стали «родителем» клона, он будет иметь весьма опосредованное отношение. Поэтому я не вижу смысла обходить естественный половой процесс продолжения жизни, тем более что зарекомендовал он себя очень хорошо.
В конце разговора профессор предположил, что в ХХI веке вряд ли удастся существенно увеличить продолжительность жизни, разве только период активности увеличится. При этом специалист по старению убежден, что существенное продление жизни никому и не нужно. По его словам, человечество создано так, чтобы ему было удобно жить по тем законам, которые есть сейчас. Природа дала человеку возможность бессмертия, но не личного, а в поколениях.
«Допустим, мы когда-нибудь сможем увеличить продолжительность жизни до 1000 лет, – рассуждает ученый. – Это чистая фантастика, но всё же. Как мы сможем это сделать? Только замедлив индивидуальное развитие человека. Тогда в школу ребенок пойдет не в 7, а в 70 лет, в институт не в 17, а в 170. Вы готовы столько ждать? Я нет».