По сообщениям западных источников, 1 февраля в полетах в районе учений приняли участие пара стратегических ракетоносцев Ту-160, пара Ту-95МС, 9 машин (эскадрилья по действующему штату) дальних бомбардировщиков Ту-22М3, а также самолеты разведки и управления А-50, заправщики Ил-78, истребители-перехватчики МиГ-31, Су-27, палубные истребители Су-33 и вертолеты.
Реакция западных СМИ (кроме, пожалуй, французских) на российские маневры недовольно-раздраженная
В настоящее время КУГ находится в Северо-Восточной Атлантике. Напомним, что последний раз дальний поход группы боевых кораблей флота в Северную Атлантику состоялся в 2004 году, походов в Средиземное море кораблей Северного флота не было с 2000 года.
В состав КУГ входят ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», БПК «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», суда обеспечения «Сергей Осипов», «Николай Чикер» и «Иван Бубнов» вышли в дальний поход в Северо-Восточную Атлантику и Средиземное море 5 декабря. Поход продлится 61 сутки.
По словам начальника службы информации и общественных связей ВВС РФ полковника Александра Дробышевского, наращивание авиационной группировки в районе учений началось 28 января.
«На заключительном этапе учений в период с 28 января по 2 февраля летчики ВВС отработают вопросы ведения разведки, нанесения ракетно-бомбовых ударов по ударным корабельным группам условного противника, проведут воздушные бои, а также воздушное патрулирование», – сформулировал задачи завершающего этапа учений Дробышевский.
Первый вылет на патрулирование в акваторию Бискайского залива парой стратегических ракетоносцев Ту-160 состоялся еще 22 января и продолжался 13 часов. «Все полеты самолетов ВВС в ходе учений выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, без нарушения границ других государств», – отметили в управлении информации Военно-морского флота.
Несмотря на это, российские самолеты, как правило, сопровождаются истребителями НАТО Tornado, Typhoon ВВС Великобритании и F-16 ВВС Норвегии. Это стандартная практика в ходе любых крупных учений в международных водах: никаких открытых действий с целью срыва выполнения задач российскими самолетами натовские истребители не предпринимают.
По словам представителя британского военного ведомства, подъем в воздух истребителей Королевских ВВС для сопровождения чужих военных самолетов является обычной мерой в подобных случаях. «Когда поблизости оказываются военные самолеты, мы за ними следим», – пояснил он.
Закономерный интерес к маневрам российского флота позволяет нашим военным морякам отрабатывать учебные задачи в условиях, максимально приближенных к боевым.
По сообщениям информационных агентств, 18 января большие противолодочные корабли обнаружили иностранную субмарину, выполнявшую слежение за авианосцем «Адмирал Кузнецов». Гидроакустический контакт поддерживался в течение 30 минут, после чего был утерян после применения лодкой средств активной маскировки – шумовых имитаторов.
Тем не менее операторы кораблей сумели верно вычислить дальнейший курс ПЛ и навести на нее противолодочный самолет Ил-38 береговой авиации Северного флота. Тип субмарины и ее национальная принадлежность не уточняются.
Реакция западных СМИ (кроме, пожалуй, французских) на российские маневры недовольно-раздраженная. Лондонская Times высказывает весьма характерную оценку: «В район Бискайского залива, к побережью Франции и Испании, для проведения учебных ракетных пусков направлены два российских стратегических бомбардировщика.
Москва называет эти маневры крупнейшими военно-морскими учениями в данном регионе со времен Советского Союза… Запуск ракет у побережья двух государств – членов НАТО – это новое телодвижение Кремля, который поигрывает российскими военными мускулами на мировой арене».
По мнению Times, «при помощи военных маневров, в том числе скандальных полетов над Северным морем, Путин пытается возродить уважение к раздавленным хаосом 1990-х российским Вооруженным силам – как внутри страны, так и за ее пределами». При этом очевидный успех маневров изданием принципиально игнорируется.
Не уточняются и подробности «скандала», связанного с полетами палубной авиации у берегов Норвегии, которые Международная федерация ассоциаций линейных пилотов расценила как угрозу безопасности полетов гражданских судов.
Серьезную угрозу безопасности полетов гражданских судов представляет, по мнению Федерации, также использование кораблями и самолетами российского флота радиоэлектронных средств, которые могут вызвать сбои в системах связи и управления полетами.
Как будто аналогичные системы, используемые США и НАТО, построены на принципиально иных физических принципах и безопасны для навигационной аппаратуры гражданских воздушных судов, как калькулятор на солнечных батарейках.
В свою очередь, норвежцы направили на прошлой неделе официальный протест российскому МИДу: полеты палубников нарушают график обслуживания вертолетами нефтяных платформ в Северном море.
Следует напомнить, что в период существования СССР такие полеты производились с гораздо большей интенсивностью, однако протесты заявлялись только в случаях нарушения воздушного пространства страны, неизбежных даже при наличии совершенных систем навигации.
Похоже, за годы отсутствия российских самолетов и кораблей в мировом океане наши западные соседи привыкли к «спокойной жизни». К счастью, ситуация начала меняться, нравится это кому-то или нет.