В понедельник в Московском окружном военном суде прошло последнее в этом году заседание суда, рассматривающего дело об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Свои доказательства представляла защита Сергея Хаджикурбанова.
до конца января всем станет известно мнение присяжных заседателей, которое, собственно говоря, всех интересует
Напомним, по версии следствия, Хаджикурбанов, бывший сотрудник УБОП, считается организатором этого преступления, якобы именно он нашел исполнителей, передал им оружие, которое до этого приобрел.
Обвинение не представило никаких доказательств того, что он все это сделал. Была просто процитирована фраза из обвинительного заключения. Поэтому адвокаты, которые представляли сегодня доказательства невиновности, оказались в несколько странной ситуации, поскольку им нечего было опровергать, сообщает радио «Свобода*».
Сергей Хаджикурбанов утверждал, что в день преступления находился на дне рождения своей матери. «Я вместе с детьми в этот день поехал в Митино на день рождения мамы», – передает слова подсудимого «Интерфакс».
Хаджикурбанов уверял, что у него не было незарегистрированного оружия. «Я также не переделывал газовый пистолет, как меня обвиняют», – уверял он в суде. Напомним, что, согласно материалам дела, Политковская была убита из пистолета, который был переделан из газового в огнестрельный. Этот пистолет был найден на месте преступления.
Еще одна интересная деталь. В ходе заседания была продемонстрирована детализация телефонных переговоров Хаджикурбанова с 1 сентября 2006 года по 19 июля 2007 года. Выяснилось, что между Хаджикурбановым и Ибрагимом и Джабраилом Махмудовыми (обвиняемыми по делу) в этот период не было ни одного телефонного контакта. Джабраил Махмудов разговаривал несколько раз по телефону с Хаджикурбановым, но это было в декабре 2006 года, а Политковская была убита в октябре 2007 года.
Адвокат подсудимого Андрей Литвин также отметил, что три телефонных номера, которые фигурируют в деле как принадлежащие объявленному в розыск Рустаму Махмудову, также никак не фигурируют в распечатке звонков. При этом, по версии следствия, Джабраил, Ибрагим и Рустам Махмудовы являлись исполнителями убийства, которое организовал бывший оперуполномоченный УБОП.
В понедельник в суд был вызван свидетель Дмитрий Грачев. Это близкий друг Сергея Хаджикурбанова, который восемь месяцев провел в следственном изоляторе по подозрению в причастности к убийству Анны Политковской. Грачева тоже считали одним из исполнителей убийства, однако потом не нашли никаких доказательств, дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Грачев сообщил, что 22 сентября 2007 года Хаджикурбанов освободился из Бутырской тюрьмы, где отбывал наказание, в связи с отменой приговора. По мнению адвокатов, обстоятельство объясняет тот факт, что в конце сентября, судя по телефонным распечаткам, бывший опер находился в том же районе, где проживала Анна Политковская.
«Бутырская тюрьма находится недалеко от этого дома», – уточнил Андрей Литвин.
До сих пор неясно, кто является заказчиком убийства. Однако адвокат семьи Политковской Анна Ставицкая надеется, что «до конца января всем станет известно мнение присяжных заседателей, которое, собственно говоря, всех интересует».
Впрочем, и с присяжными в этом деле не все прозрачно. Напомним, что 26 декабря из процесса был исключен четвертый присяжный заседатель. Присяжный номер шесть заболел перед началом заседания, и судья принял решение о его замене резервным присяжным.
Добавим, что суд по делу об убийстве Анны Политковской начался 17 ноября 2008 года. Для участия в суде были отобраны 20 присяжных: 12 основных и 8 резервных. Ранее в ходе процесса из него по разным причинам выбыли три присяжных. В результате с учетом последнего отвода в жюри остались четыре резервных заседателя.
Любопытно, что в случае если лимит резервных присяжных будет исчерпан, а из числа основных заседателей будет исключен хотя бы один человек, коллегия присяжных будет распущена, рассмотрение дела начнется заново.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента