«Сотрудники милиции вынуждены были пресечь несанкционированную акцию автомобилистов, прошедшую 21 декабря на центральной площади Владивостока», – передает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу УВД Приморского края.
С правительством Путина такой номер не пройдет: оно сначала думает, анализирует, потом принимает решение, от которого уже не отступает
По данным приморских милиционеров, в воскресенье на площади Борцов за власть Советов во Владивостоке собрались около 150 человек. «На законные требования сотрудников милиции, переданные через специальное громкоговорящее устройство, разойтись, выйти за милицейское оцепление и прекратить противоправные действия, граждане не реагировали и продолжали оставаться на площади, – говорится в сообщении пресс-службы. – В итоге милиционеры были вынуждены привлечь митингующих к порядку, действуя строго в рамках закона».
Между тем стало известно, что 21 декабря для разгона автомобилистов на центральную площадь Владивостока были стянуты силы ОМОНа. «На помощь местному ОМОНу пришли бойцы подмосковного ОМОНа «Зубр», специально направленные во Владивосток для подавления беспорядков», – пишет «Коммерсантъ». По словам очевидцев, сотрудники «Зубра» избивали протестующих и силой заталкивали их в милицейские автобусы.
Кроме того, были задержаны съемочные группы ряда центральных телеканалов – ВГТРК, Первого канала, НТВ, ТВЦ и Пятого канала. В ходе задержания оператору японской телекомпании NHK Николаю Унагаеву разбили камеру, а его самого «бросили в фургон вверх ногами». Также был задержан местный депутат Николай Марковцев, которого вскоре отпустили по просьбе местного милицейского руководства.
Союз журналистов России (СЖР) намерен обратиться в парламент РФ в связи с избиением журналистов в Приморье во время прошедших в выходные акций протеста. По различным оценкам во Владивостоке в выходные были задержаны более десяти журналистов, в том числе и работающих на иностранные СМИ. Однако в УВД Приморья эту информацию не подтверждают, подчеркивая, что милиция задерживала участников несанкционированного митинга, несмотря на их профессию.
«Мы в данном случае будем занимать резкую позицию, будем обращаться, видимо, даже в парламент, чтобы была высказана своя позиция и точка зрения», – приводит РИА «Новости» слова председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова.
«Самое главное, что журналист имеет право, должен присутствовать при любых событиях политической жизни, это его обязанность, его долг, это прописано во всех законах. И когда правоохранительные органы нарушают эти законы и начинают журналистов преследовать и тем более избивать или задерживать, это нарушение закона», – подчеркнул председатель СЖР.
Богданов отметил, что союз готов поддержать пострадавших журналистов как в Приморье, так и в Москве. «На митинге в Москве с журналистами тоже не очень корректно обошлись», – добавил он.
По данным милиции Владивостока, всего в результате беспорядков был задержан 61 человек, передает «Интерфакс».
Кроме того, административным взысканиям подверглись и участники «автопробега» на трассе Владивосток – Хабаровск, в котором участвовало около тысячи праворульных автомобилей, двигавшихся на минимальной скорости с включенной «аварийкой».
В итоге 245 водителей автомобилей были оштрафованы на 100 рублей каждый за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, еще 11 водителей были привлечены к ответственности за блокирование транспортных коммуникаций.
Кроме того, пять нарушителей порядка были оштрафованы на 2,5 тыс. рублей, еще шесть автомобилистов попали под административный арест сроком на пять суток, передает РИА «Новости».
Однако акция во Владивостоке была, пожалуй, самой экстремальной. Акции в других городах прошли либо в рамках закона, либо с минимальным количеством задержанных.
Например, в Москве были задержаны около 20 участников акции протеста, которые провели разрешенный пикет на Болотной площади и проехали по Садовому кольцу с включенными фарами и аварийными сигналами, передает «Эхо Москвы».
В Калининграде на митинг собралось около 300 человек. Чтобы добиться разрешения от властей, организаторы акции сделали «ход конем» и заявили ее как «Пикет в поддержку президентской программы по борьбе с коррупцией».
На акцию в Новосибирске пришло около 200 человек. В Омске около сотни автомобилистов приехали на своих машинах на центральную городскую площадь и в знак протеста подали 15-минутный звуковой сигнал. В Барнауле колонна из 150 автомобилей проследовала по одному из центральных проспектов города, а затем на площади Свободы состоялся митинг, в котором участвовали около 500 человек.
Также акции протеста автомобилистов прошли в Санкт-Петербурге, Благовещенске и Иркутске.
Однако, пожалуй, самая оригинальная акция протеста прошла в Хабаровске. Ее организаторы купили за 40 тыс. рублей белые «Жигули», которые первоначально планировали сжечь на пустыре, а останки подарить Владимиру Путину, но потом придумали другое решение. На машине написали красной краской «Подарок Путину от хабаровчан» и привезли ее на железнодорожный вокзал, предоставив возможность всем желающим оставить маркером свое послание.
В итоге акции протеста, прошедшие на этих выходных, оказались гораздо менее масштабными, чем акция недельной давности. Судя по всему, предложения Владимира Путина по содействию автопрому и призывы представителей законодательной власти к отказу от провокаций и «эгоистичных лозунгов» были в Приморье услышаны.
По крайней мере «Федерация автовладельцев России» (ФАР) решила до конца этого года больше не проводить акции протеста против повышения ввозных пошлин на иностранные автомобили.
«Руководители отделений во Владивостоке, Москве, Петербурге, Новосибирске и других городах провели сегодня совещание по телефону и приняли решение до Нового года больше ничего не предпринимать, – заявил лидер новосибирского отделения этой межрегиональной общественной организации Алексей Сухоруков. – Мы получили поддержку со стороны ряда депутатов и теперь хотим дать им время разобраться с этим вопросом».
Между тем автомобильные эксперты в действенности таких всенародных акций сомневаются.
«Такие митинги и мероприятия проводились примерно лет 10 назад, когда председателем правительства был Виктор Черномырдин, – рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент «Движения автомобилистов России», заслуженный адвокат Леонид Ольшанский. – Я помню, как капитаны рыболовецких судов прямо с траулеров давали телеграммы: прекращаем ловлю рыбы! И это возымело действие. Я думаю, что с правительством Путина такой номер не пройдет: оно сначала думает, анализирует и взвешивает, потом принимает решение, от которого уже не отступает. Хоть пой, хоть пляши, хоть перекрывай улицы – постановление правительства не будет изменено».
К слову, известный правозащитник, который долгое время сам противостоял внедрению пошлин, на сей раз инициативу правительства поддерживает. «Я впервые поддерживаю такое постановление, хотя раньше я был против, – говорит адвокат. – Сегодня главная задача в условиях кризиса – это сохранение рабочих мест, работа фабрик и заводов. А потеря рабочих мест – это автоматически преступность, беспризорщина, проституция и наркомания».
Кроме того, за последнее время структура российского автопрома претерпела серьезные изменения. «Завод Ford находится под Санкт-Петербургом, завод Renault находится в Москве, завод Kia расположен под Таганрогом. Таким образом, российские автомобили – это не только «Жигули» и «Волги», но и иномарки, которые собираются в России, – говорит Ольшанский. – И количество российских семей, которые заняты на сборке этих машин, превышает число людей, занимающихся ввозом японских авто через Дальний Восток».
«Наконец, ведь не стоит вопрос о том, что бизнес по ввозу японских автомобилей «накроется» полностью. Вопрос стоит о том, что он станет менее рентабельным. Но ведь это же лучше, чем если он закроется совсем. А ведь правительство могло вообще запретить ввоз машин, однако этого не было сделано», – заметил он.