Ровно два месяца. Именно столько времени провел в заложниках экипаж гонконгского судна Stolt Valor. Танкер 2004 года постройки был захвачен боевиками 15 сентября в 38 милях от побережья Йемена. На его борту находился экипаж из 22 человек: 18 граждан Индии, двое филиппинцев, один уроженец Бангладеша и один россиянин.
Военные действия требуют больших расходов, и не исключено, что именно этим объясняется всплеск пиратства
Переговоры об их освобождении были длительными и трудными. Пираты использовали свою излюбленную в последнее время тактику давления на судовладельца через общественность. Они разрешали капитану и другим членам экипажа звонить родственникам в Индию и сообщать, что на судне нет воды и продовольствия, обращение с ними очень плохое и всем грозит смерть, передает «Морской бюллетень – Совфрахт».
Однако, несмотря на угрозы, никто не пострадал. Все члены экипажа живы и здоровы. Точная сумма выкупа, которую пираты получили за освобождение, пока неизвестна.
Вместе с тем в руки пиратов попало другое судно – танкер-химовоз Chemstar Venus 1999 года постройки, принадлежащий японской компании Iino marine service. Нападение на него произошло 15 ноября в 96 милях к востоку от порта Аден, Сомали. Экипаж захваченного судна состоит из 23 человек, пятеро из них граждане Южной Кореи, остальные филиппинцы. Никаких требований пираты пока не выдвинули.
Стоит отметить, что последняя неделя была отмечена резким всплеском пиратской активности. 14 ноября захватчики пытались напасть на торговое судно «Кирти», идущее под панамским флагом в сторону Суэцкого канала, однако им помешал эсминец ВМС Италии «Луиджи Дюран де ля Пенн». Используя скоростные катера, пираты преследовали корабль. Однако, после того как эсминец выслал на помощь торговому судну вертолет, флибустьеры изменили курс и скрылись.
13 ноября пираты взяли на абордаж китайское рыболовецкое судно «Тяньюй 8» во время рыбного промысла у побережья Кении. Захват произошел около 18.00 по Гринвичу, после чего пираты потребовали взять курс на южное побережье Сомали. Экипаж траулера, принадлежащего Tianjin Ocean Fishing Company, составляют 24 человека, из них 16 китайцев, один японец, три филиппинца и четыре вьетнамца. Министерство транспорта направило запрос в соответствующие ведомства МИД КНР и министерство сельского хозяйства с просьбой оказать содействие в освобождении экипажа и возврате судна.
В тот же день атаке подверглось российское судно «Капитан Маслов», принадлежащее компании «Диатаксис Шиппинг». Корсары напали на него в 300 километрах от побережья Сомали и обстреляли из гранатомета и автоматов с быстроходного катера. В результате атаки на судне начался пожар, который был локализован силами команды. При помощи маневрирования «Капитан Маслов» смог уйти от погони и взять курс на пункт назначения.
12 ноября боевой корабль ВМФ России «Неустрашимый» совместно с кораблем британских ВМС отбили две атаки пиратов на датское судно Powerfull в Аденском заливе.
По мнению экспертов, тот факт, что сомалийские пираты все более активно нападают на суда, неслучаен. К настоящему времени Сомали как государство фактически прекратило свое существование, утратив все атрибуты единой государственности и распавшись на множество лоскутков, контролируемых враждующими между собой полевыми командирами. При этом свое влияние в Сомали наращивает исламистская группировка «Аль-Шабаб». Не так давно ее бойцы взяли под контроль два прибрежных города вблизи столицы Сомали Могадишу. Как указывают наблюдатели, военные действия требуют больших расходов, и не исключено, что именно этим объясняется всплеск пиратства в африканских прибрежных водах.
Более того, 15 ноября один из лидеров «Аль-Шабаба» шейх Аль Мансур заявил, что на самом деле пираты – это что-то вроде добровольной береговой охраны, которая борется с незаконным ловом рыбы в прибрежных водах. А военные корабли в Аденском заливе, по его мнению, – ни что иное, как попытка неверных колонизировать Сомали.
Напомним, что в общей сложности в 2008 году у берегов Сомали пираты захватили более 30 судов, часть из которых была отпущена после уплаты выкупа. По приблизительным оценкам, до сих пор захватчики удерживают более двухсот моряков.