Проектов, подобных этому, в Советском Союзе было немного. В разработке и создании многоразового космического корабля принимали участие более 2 млн человек.
Музей в Шпейере известен своей гигантоманией, но «Буран» все равно станет его сердцем
«Размеры «Бурана» поражают», – говорят первые гости выставки. Его длина – 36 м, размах крыльев – 24 м, грузовой отсек вмещает 30 тонн, а объем кабины – более 70 кубометров. В Техническом музее Шпейера масштаб аппарата подчеркивает самолет, специально размещенный рядом.
Построенный в 1984 году, космический корабль нового поколения совершил 25 экспериментальных полетов, но до орбиты добрался лишь его прототип. В ноябре 1988 года, дважды облетев вокруг Земли, «Буран» вернулся на космодром Байконур. Он совершил полет в автоматическом режиме и без пассажиров.
Специалисты отмечают, что «Буран» чрезвычайно похож на американский Space Shuttle. Однако они указывают на несколько преимуществ советского корабля: он был рассчитан на 30 тонн багажа (то есть на 5 тонн больше, чем его американский конкурент); в космос на нем могли отправиться десять пассажиров (у американцев семь). Некоторые технические решения, полученные при создании «Бурана», по сей день используются в космической технике (например, особая жаростойкая облицовочная плитка).
С распадом Советского Союза амбициозная программа «Энергия – Буран» была свернута. Позднее аппарат был разобран и отправлен в Гетеборг, а в 2000 году оказался в Сиднее, где должен был стать одним из главных аттракционов. Успеха эта затея не имела. Следующим пунктом следования оказался Бахрейн – некое агентство из Сингапура сдало аппарат в аренду на Ближний Восток для украшения одного спортивного праздника. Однако снова возникли организационные проблемы – инженерное чудо оказалось на складе в Бахрейне, где его случайно обнаружили немецкие документалисты.
Для постоянной экспозиции в Шпейере его приобрели пять лет назад. Минувшей весной «Буран» был доставлен из Бахрейна в Роттердам по морю, а затем его на барже перевезли по Рейну. Директор музея Герман Лайер заметил, что для экспозиции музея это было неплохой рекламой – посмотреть на корабль, неторопливо сплавляющийся по реке, собирались сотни людей.
Покупка и транспортировка «Бурана» обошлась в 10 млн евро. Кстати, это один из немногих в Германии частных музеев – он существует на условиях самоокупаемости.
Ежегодно там бывает более 600 тысяч человек. Не исключено, что благодаря «Бурану» выставке удастся преодолеть миллионную отметку.
«Это возможно только в том случае, если мы представим лучшую выставку в Европе», – заявил Герман Лайер.
На крупнейшей в Европе выставке космической техники специально для «Бурана» построили павильон высотой в 22 метра. Советский шаттл увенчал собой экспозицию Apollo and Beyond, которая насчитывает более 240 экспонатов – от спутника до скафандра. На выставке можно посмотреть, как обустроена космическая лаборатория, познакомиться с моделями ракет.
Экскурсоводы особенно любят показывать письмо 11-летнего школьника Томаса Райтера Нилу Армстронгу, побывавшему в 1969 году на Луне. «Я так же, как и вы, рад, что вы ступили на поверхность Луны, – написал немецкий подросток. – Мне бы так хотелось присутствовать при этом».
А в 1995 году Томас Райтер очутился на космической орбите. К полету он готовился в Звездном городке под Москвой. Кстати, Нил Армстронг ответил на это письмо. Спустя 26 лет он послал коллеге открытку с поздравлениями. Томас Райтер покинул отряд космонавтов Европейского космического агентства лишь в прошлом году.
Музей в Шпейере известен своей гигантоманией. Там выставлен самолет Boeing-747, а также подводная лодка, локомотивы и множество олдтаймеров. Владельцы экспозиции говорят, что «Буран» станет ее сердцем. Они надеются, что когда-нибудь рядом с ним окажется и американский Space Shuttle.