Публичная церемония с участием Далай-ламы состоялась на севере Индии, в городе Дхарамсала.
Решать, в каком ключе вести дальнейший диалог с китайскими властями, теперь предстоит тибетскому народу. А я сдаюсь
«В течение долгого времени я искренне придерживался подхода серединного пути в отношениях с Китаем, но с китайской стороны не было никакого позитивного ответа», – заявил духовный лидер Тибета.
По его словам, решать, в каком ключе вести дальнейший диалог с китайскими властями, теперь предстоит тибетскому народу. «Что касается меня, то я отказываюсь от дальнейших усилий. Я сдаюсь», – сказал Далай-лама в необычно резком тоне.
Сторонники автономии Тибета уверены, что на решение Его Святейшества отчасти повлияла и позиция международного сообщества в этом вопросе.
«Когда дело касается Китая, все, включая ООН, делают вид, что там права человека не нарушаются, даже в Тибете; но мы знаем, что даже китайцы не имеют гражданских прав и демократических свобод», – приводит BBC слова представителя Далай-ламы в Европе Церин Таши.
Дальнейшие взаимоотношения с Китаем тибетские изгнанники планируют обсудить на совместном совете в ноябре. При этом Далай-лама намерен сохранить за собой пост «главы правительства Тибета в изгнании».
«Как известно, с 2001 года у нас действует избранное политическое руководство, а Далай-лама является духовным наставником тибетцев, и он никуда не уйдет», – заявил официальный представитель Его Святейшества.
Китай неоднократно обвинял Далай-ламу в том, что он выступает за отделение Тибета от КНР. Сам тибетский наставник отвергал эти обвинения и подчеркивал, что он выступает лишь за автономию Тибета с целью сохранения его уникальной буддистской культуры.
В марте 2008 года в Тибете прошли массовые беспорядки. Они начались в городе Лхаса после разгона властями демонстрации, посвященной 49-й годовщине восстания, завершившегося изгнанием Далай-ламы.
По официальным китайским данным, в беспорядках погибли 19 человек, 623 получили ранения. После народных волнений Его Святейшество впервые заявил о возможном уходе в отставку. Тогда он призывал тибетцев отказаться от насилия и жить с китайцами в мире.
Сценарий ухода Далай-ламы, по оценкам экспертов, мог обернуться нешуточными баталиями вокруг нового духовного лидера Тибета.
Китайские власти хотят, чтобы следующий Далай-лама был избран под наблюдением Пекина. Но большинство эмигрировавших из Китая буддистов на это никогда не согласятся.
История показывает, что долгий период от смерти одного Далай-ламы до возмужания другого в Тибете всегда был временем раскола и политической нестабильности.
То, что Пекин в этом вопросе попытается перехватить инициативу, очевидно для всех. Похожий сценарий был разыгран в случае с Панчен-ламой – вторым по значимости духовным лидером тибетцев.
В 1995 году Далай-лама признал шестилетнего мальчика из Тибета реинкарнацией Панчен-ламы X, умершего в 1989-м. Китайские власти задержали мальчика и назначили на его место другого, который был лоялен китайским властям. В итоге Гьялцен Норба, находящийся под опекой Компартии Китая, был избран Панчен-ламой XI с нарушением всех буддистских канонов.