Идею беспрепятственного проникновения судебных приставов в квартиры россиян столичные власти обсуждали на протяжении нескольких лет.
Зная, как с понятыми работают сотрудники правоохранительных органов, гарантировать «чистые» проверки нельзя
Кроме того, что должники зачастую скрываются от проверяющих, в 2007 году в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) стали поступать обращения москвичей, обеспокоенных ремонтами и перепланировками в соседских квартирах.
«В Москве резко возросло количество обращений граждан, связанных с проверкой законности перепланировки в жилых домах. Все эти обращения идут от соседей, которые беспокоятся, не сносятся ли несущие стены и не повредит ли эта перепланировка состоянию всего дома», – сообщил в конце прошлого года заместитель председателя комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Валерий Скобинов.
Исправить ситуацию помогли поправки, вступающие в силу с 1 февраля 2008 года.
По новой версии Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебные приставы получают право проникать в квартиры россиян без согласия хозяев.
«Не нужно думать, что приставы теперь займутся самоуправством и будут вламываться в квартиры, когда захотят. Это не так. Данная мера будет производиться в присутствии двух понятых, в рамках исполнительного производства и с согласия старшего судебного пристава, – рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД советник отдела Федеральной службы судебных приставов Любовь Жокина. – Раньше приставу тяжело было уведомить должника, пообщаться с ним. Очень часто люди просто укрывались или вообще съезжали с квартиры. Теперь же пристав, как и участковый, имеет полное право входить в квартиру и принимать необходимые меры».
Но независимые эксперты пока неоднозначно относятся к нововведению.
«С одной стороны, это очень удобно. Понятно, что на приставов возлагается много обязанностей, и, скажем, гоняться за каждым должником возможности нет. Да и помощников у них, насколько я знаю, не предусмотрено», – рассказал газете ВЗГЛЯД адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Максим Столяров.
«С другой стороны, все зависит от качества реализации. Ведь возможно и злоупотребление, и заведомо незаконные действия. Конечно, пристав будет совершать проверки не один – будут привлекаться понятые, которые должны обеспечивать законность и порядок этой процедуры. Но, зная, как с понятыми работают сотрудники правоохранительных органов, гарантировать «чистые» проверки нельзя», – подчеркнул эксперт.
По словам Столярова, идея как таковая хороша, но здесь главное – не перегнуть палку, «ведь в итоге граждане, задолжавшие государству, могут понести и намного большие убытки».
«Не исключено, что злоупотребления могут дойти и до крайностей, когда уполномоченные будут проникать в квартиры, как будто по ошибке. Чтобы добиться эффективности от нововведений, властям нужно обеспечить полноценный контроль за осуществлением новых полномочий приставов», – отметил адвокат.
По итогам 2007 года сотрудники ФССП вынесли около 12 тыс. ограничений на выезд за рубеж в отношении граждан, не исполнивших судебные решения, сообщил в среду на брифинге в Москве директор службы Николай Винниченко.
«Ограничения накладываются только в исключительных случаях и только в отношении злостных неплательщиков, так как это крайняя мера и у сотрудников службы есть другие рычаги воздействия на должников», – отметил Винниченко.