Лодка, построенная на судостроительном предприятии «Завод им. Ленинского комсомола» в Комсомольске-на-Амуре по проекту «971У», по нашей классификации относится к типу «Щука-Б».
В международных договорах есть лазейка: никто не запрещает Индии оснастить арендованный корабль оружием собственного производства
На вооружении ВМФ России находятся как минимум 14 АПЛ этого типа. Это действительно универсальный корабль: торпедно-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650 мм ТА (суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 калибром 533 мм).
Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами «Гранит», подводными ракетами и ракетоторпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами «Гранит» осуществляется специальным аппаратным комплексом.
Западные источники особо подчеркивают рекордную глубину погружения «Щук-Б»– более 600 метров – и высокую скорость подводного хода – до 35 узлов (согласно российским источникам – 33,5 узла). При этом основной демаскирующий показатель субмарины – шумность ниже, чем у аналогичной американской АПЛ третьего поколения типа Los Angeles.
Как пишет Hindustan Times, лодка будет передана Дели в лизинг сроком на 10 лет согласно «секретному» контракту подписанному с Рособоронэкспортом 3,5 года назад. Возможно, секретом это соглашение было только для индийских СМИ: на российских интернет-форумах открыто обсуждались подробности сделки, был известен даже стапельный номер корпуса строящегося корабля.
Расхождения были только в подробностях: первоначально индусы хотели взять в лизинг два корабля такого типа сроком на пять лет за 1,7–1,8 млрд долларов. Вероятно, заказчика не устроила цена: теперь, согласно индийским источникам, десятилетняя аренда одной АПЛ обойдется стране в 675 млн долларов.
Длительный срок аренды имеет довольно простое объяснение: проект национальной АПЛ (Advanced Technology Vessel, ATV), начатый еще в 1970-х, годах терпит фиаско, хотя в последнее время наметился некоторый сдвиг, после того как управление по оборонным исследованиям и разработкам (DRDO) передало часть работ частному подрядчику Larsen & Turbo. Эта фирма уже завершила изготовление секций корпуса АПЛ. Но до завершения постройки боеготовность экипажей подводников-атомоходчиков поддерживать надо, надо готовить и новые кадры.
Напомним, что Индия уже имеет опыт эксплуатации атомных субмарин: в период 1988–1991 годов ВМФ страны эксплуатировал АПЛ советского производства «проект 670А» (по коду НАТО – Charley).
Позднее военных со смуглой кожей неоднократно видели на базах подводных сил Северного флота. Так, три комплекта экипажей (почти 300 человек) прошли подготовку на тренажерном комплексе Российского ВМФ в Сосновом Бору (Ленинградская область).
«Чакра» (в «Бхагават-Гите» так называется оружие Кришны) прибудет из Владивостока под управлением индийского экипажа после 15-суточного перехода (без захода в промежуточные порты), предположительно – на одну из баз в Бенгальском заливе, где будет торжественно передана Стратегическому командованию.
Собственно, стратегическим оружием ей только предстоит стать. Международные договоры запрещают продажу атомных субмарин, но не запрещают их аренду. Также запрещается продажа ракет с дальностью более 300 км.
Но в договорах есть лазейка: никто не запрещает Индии оснастить арендованный корабль оружием собственного производства. На первое время индусы планируют вооружить «Чакру» ракетами типа BraMos (совместного с Россией производства), а затем оснастить ее перспективными крылатыми ракетами с дальностью 3 тыс. км. Но даже в таком случае лодка будет стратегической только в масштабах местного театра военных действий (ТВД).
Вообще, говорить о создании Дели полноценной «локальной» ядерной триады пока преждевременно, хотя предпосылки к этому есть. На данный момент относительно отработанна только наземная компонента – ракеты Agni 3. Возможно, индийские инженеры создадут и перспективную ракету или оснастят морским вариантом «Агни» атомоход собственной разработки.
Но вот с воздушной компонентой дела обстоят неважно: переговоры о лизинге четырех дальних бомбардировщиков Ту-22М3 зашли в тупик. В этом плане Китай находится в лучшем положении: страна получила пусть морально устаревшие, но до сих пор не потерявшие боевую ценность в условиях местного ТВД самолеты Ту-16 (и лицензию на их производство) еще до подписания соглашений, запрещающих продажу такого оружия.
Индия же эксплуатирует на условиях аренды 8 более совершенных самолетов Ту-142МЭ (база Даболми, Гоа), аналогичных по летным характеристикам основным российским «стратегам» Ту-95МС (последний как раз и создавался на базе «стосороквторого»), но они ориентированы на решение противокорабельных задач, хотя могут нести и ядерные бомбы, и ракеты BraMos.
Частично проблему пытаются решить, приспособив под носители тактического ядерного оружия истребители-бомбардировщики МиГ-27 и Mirage-200H (по эскадрилье таких самолетов имеется в составе Стратегического командования), но до создания полноценной триады Индии еще очень далеко.