Начиная с римского полководца Гая Мария и до наших дней большинство солдат-пехотинцев экипируются по принципу omnia mea mecum porto – «все свое ношу с собою». Начав собирать войска в расчетом на этот принцип, военачальник резко увеличил подвижность римского легиона, избавив его от громоздкого обоза из рабов-носильщиков.
Создаваемый в Бостоне робот-транспортер BigDog и правда похож на здоровенного сенбернара (высота «в холке» – 70 см, длина – 1 м)
Норма носимой поклажи со времен легионов изменилась мало: все те же 30–35 килограммов (на эту тему проводились специальные исследования).
Но в условиях современной войны наибольшее значение приобретает мобильность и автономность боевых подразделений, способность действовать достаточно продолжительное время в отрыве от тылов и баз снабжения.
Последнее условие предполагает наличие дополнительного количества боеприпасов, продовольствия и, желательно, некоторого количества тяжелого вооружения.
Таскать с собой одновременно и арсенал, и продовольственно-вещевой склад – задача для бойца непосильная, да и не его это дело. Боец должен воевать. Таким образом, логистика имеет в современной войне чрезвычайно большое значение.
До сих пор задачи транспортного обеспечения небольших боевых подразделений возлагались на более-менее легкие транспортеры на колесном или гусеничном шасси, иногда – на вертолеты. Между тем все эти транспортные средства имеют свои ограничения, связанные прежде всего с линейно-габаритными размерами и характеристиками проходимости.
Например, джип не сможет доставить патроны бойцу, занявшему позицию в подвале здания, а вертолет вряд ли сможет доставить груз подразделению, ведущему бой в густых джунглях. Эти ограничения и заставили военных искать альтернативу привычным транспортным средствам. Генералы обратили внимание на шагающие машины.
Шагающие машины можно разделить на две группы: динамически устойчивые (с небольшим числом ног) и статически устойчивые (многоногие) машины. Последние, в свою очередь, разделяются на машины профильной и грунтовой проходимости.
Шагающие машины профильной проходимости могут передвигаться по территории, где размеры препятствий сопоставимы с размерами самой машины, обеспечивая, кроме того, высокую проходимость по слабонесущему грунту и минимальное воздействие на грунт.
Достижение столь высокой функциональности возможно только при использовании ног с большим числом активных степеней свободы и системы управления с независимым управлением каждой степенью свободы.
Создаваемый в Бостоне шагающий робот-транспортер BigDog относится к статически устойчивым машинам грунтовой проходимости. Он и правда похож на здоровенного сенбернара (высота «в холке» – 70 см, длина – 1 м). Даже получив ногой в бок, он ведет себя почти как живой пес – так же меняет положение опорных лап, стараясь сохранить равновесие.
Транспортер, снабженный небольшим бензиновым двигателем, довольно резво перемещается по раскисшему грунту и покрытому снегом льду, что хорошо заметно на видео.
При этом на скользких поверхностях «механический пес», подобно живому существу, припадает на лапах, стараясь сохранить устойчивость, понижая положение центра тяжести.
Действующий прототип способен переносить поклажу весом в 75 кг – вдвое больше, чем вес полностью снаряженного рюкзака американского солдата.
При этом скорость робота с полной выкладкой составляет 7,5–8 км/ч – скорость быстрого шага, развить которую нагруженный «по самые уши» солдат вряд ли способен развить более чем на несколько минут. При этом робот способен преодолевать подъемы крутизной до 35 градусов.
На первый взгляд – не впечатляет. Однако бойцы элитного британского подразделения SAS (Special Air Service), согласно нормативам, должны совершить 20-километровый марш с вдвое меньшей нагрузкой за 4 часа 40 минут. Способен ли на такое BigDog – не сообщается: размер его бензобака и расход горючего неизвестен.
Казалось бы, с такими задачами может справиться и легкий армейский транспортер, типа американского Army Mule (кстати – снят с вооружения по моральному устареванию) или ЛуАЗ-ТПК.
Но автомобиль, даже легкий, не способен развернуться на 360 градусов на месте, «присесть» на лапы при обстреле или проследовать за подразделением в густом лесу или по дну узкого оврага.
Уже одно это делает «механического пса» привлекательным для военных. А если он научится подниматься-спускаться по лестницам (что планируется) – ценность робота увеличится еще на порядок.
Конечно, робот довольно сильно шумит: вряд ли бойцы спецподразделения, сидящего в засаде или ведущего скрытные действия в тылу противника, обрадуются такому «помощнику» – тут альтернативы человеку или вьючному животному пока нет.
Не станет такой робот и прототипом имперского шагающего танка «AT-AT» из «Звездных войн»: на тряском шасси сложно установить оружие и прицельный комплекс.
Но, учитывая тот факт, что в современных западных армиях вопросам обеспечения снабжения малых пехотных подразделений уделяется особое внимание, не исключено, что механические мулы на четырех (или больше) ногах окажутся на вооружении сегодняшних «легионеров». Что бы ни думал по этому поводу Гай Марий.