Российское правительство постановлением № 389 утвердило поправки в правила обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), конкретизирующие применение штрафного коэффициента «бонус-малус». Они вступят в законную силу 21 июля.
По полису ОСАГО страховая компания обычно выплачивает до 120 тыс. рублей. В то же время по Москве ездит масса автомобилей, у которых один бампер столько стоит
В соответствии с вводимыми правилами транспортное средство будет «привязано» к водителю, а не водитель к автомобилю, как это было прежде. Поправки к закону об ОСАГО вступили в силу 27 февраля, однако разъясняющее постановление правительства появились лишь в июне.
В зависимости от того, попадал водитель в аварию или нет, к базовой тарифной ставке ОСАГО будет применяться положительный или отрицательный коэффициент. Если автомобилист попадал в аварии, он получает «малус» – коэффициент, который увеличит расходы при продлении полиса. При безаварийной езде продление полиса ОСАГО будет дешевле за счет «бонуса», то есть скидки.
Таким образом, в зависимости от аккуратности езды автомобилисты будут разделены на благонадежных и менее благонадежных. Первых ожидают скидки, вторых – надбавки к базисной тарифной ставке ОСАГО.
«Появление изменений в постановлениях правительства ликвидировало некий правовой вакуум, когда новая норма закона приходила в противоречие с положениями старых действующих постановлений, в частности с постановлением о тарифах», – заявил агентству «Интерфакс» начальник управления методологии страхования исполнительного аппарата Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Козлов.
По словам Козлова, до сих пор при приобретении нового транспортного средства история накопления «бонусов» за безаварийную езду, а также «малусов» за создание на дорогах аварийных ситуаций при продаже старого автомобиля и покупке нового обнулялась. «Теперь история с одного транспортного средства может переноситься на другой автомобиль», – сказал представитель РСА.
Не все эксперты считают новую систему удачной. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин назвал предложенную систему «бонусов» и «малусов» неравноценной.
«У нас слишком маленькие «бонусы» и слишком большие «малусы». За безаварийную езду в течении года бонус составляет лишь 5%. Это мало кого стимулирует к аккуратной езде. В то же время за мелкую аварию повышающий коэффициент («малус») может составлять 1,2–1,5, то есть полис может подорожать в полтора раза», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Виктор Травин указал на еще одну важную проблему системы ОСАГО в России: «Совершенно правильная идея ОСАГО в российских условиях прозвучала с «нижегородским акцентом».
Помимо странного соотношения «бонусов» и «малусов» – 5 и 50%, ущерб страхуется не на полную сумму. По полису ОСАГО страховая компания обычно выплачивает до 120 тыс. рублей. В то же время по Москве ездит масса автомобилей, у которых один бампер столько стоит. Кто ж заплатит остальные деньги за ремонт дорогого автомобиля? ОСАГО не выполняет свою главную функцию – не защищает малоимущего».
Утвержденные правительством поправки не отменяют обязанности страхователя при получении полиса сообщать о страховых событиях в предшествующий период. Предоставление ложной информации может повлечь за собой расторжение договора без выплаты компенсации. Нередко в таких случаях страховые компании лишь применяют повышающий коэффициент (предлагают доплатить за полис). Однако страховщики сохраняют право регресса, то есть могут потребовать с недобросовестного страхователя выплаченные ими за аварию деньги.