«Это прекрасный учебно-боевой самолет с хорошими летно-техническими характеристиками. Есть проблемы, связанные с силовой установкой, но я полагаю, что к концу года предварительное заключение по этому самолету мы получим», – сказал генерал. «Наша потребность – более 200 самолетов», – добавил он.
Як-130 обладает более перспективной аэродинамикой, сближающей его с самолетами четвертого – пятого поколений
ВВС России планирует заменить «яками» ветшающий парк самолетов L-39 Albatros чехословацкого производства. На выбор военных не повлияла даже случившаяся в 2006 году катастрофа второго опытного самолета Як-130, не повлекшая, впрочем, человеческих жертв.
Госкомиссия провела расследование того инцидента и установила, что причиной падения Як-130 стала «потеря его управляемости в полете одновременно по тангажу, крену и рысканью вследствие нештатной работы командной системы управления».
Секрет победы Як-130 видится еще в том, что это более «российский» самолет, чем его конкурент. Собственно, и Як-130, и МиГ-АТ родились как совместные проекты: первый – с итальянской авиастроительной компанией Aermacchi (ныне Alenia), а второй – с рядом французских компаний.
Но «яковлевцам» удалось довольно быстро «русифицировать» свой самолет (на чем настаивал заказчик), продав в 2001 году за 77 млн долларов комплект базовой технической документации на машину итальянским партнерам, тем более что стандарты обучения пилотов НАТО отличаются от принятых у нас, да и в учебно-боевом варианте самолета западные партнеры не были сильно заинтересованы.
Конкуренты из РСК «МиГ» с «русификацией» опоздали. Дело в том, что самолет фактически создавался под российско-французские двигатели Snесма 04-R20 Lazrac, в проектировании которых принимал участие и южнокорейский концерн Daewoo. Изрядная часть авионики, установленной на прототипе МиГ-АТ, тоже французского производства.
То же можно сказать и о двигателях: испытания мотора РД-1700, созданного на замену Lazrac, начнутся только в конце квартала (для его испытаний потребуется 50–60 полетов), тогда как установленные на Як-130 моторы АИ-222-25, разработанные Московским машиностроительным производственным предприятием «Салют» и Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс», уже выпускаются серийно.
Кроме того, Як-130 обладает более перспективной аэродинамикой, сближающей его с самолетами четвертого – пятого поколений, что, например, позволило специалистам Китая создать на базе «сто тридцатого» сверхзвуковую учебную машину (российский самолет летает медленнее звука – таково требование заказчика).
Правда, может возникнуть коллизия с экспортными поставками. В случае удачи всех трех проектов на базе Як-130 на рынке будут конкурировать три почти аналогичных самолета: российский, итальянский и китайский. Да и МиГ АТ как конкурента со счетов сбрасывать не стоит.
Пока преимущество за Як-130: твердый заказ из Алжира на 16 самолетов, соглашение о которых было подписано 10 марта 2006 года во время визита президента РФ Путина в эту страну. Рособоронэкспорт на сегодняшний день получил заявки на 100 самолетов этого типа. Недавно была получена официальная заявка на участие Як-130 в тендере в Сирии, чуть ранее поступила заявка от Индонезии. Интерес к машине проявляет Венесуэла.