Об этапах реализации проекта московские чиновники пока не говорят, а многие просто не знают, о чем идет речь, и воспринимают информацию о мэрской инициативе с удивлением.
Строить будут больше
Ряд московских ведомств, которые должны хотя бы знать о существовании проекта, о нем до сих пор не имеют понятия
Объемы строительства в столице в ближайшие годы не только не уменьшатся, но наоборот вырастут – об этом в начале года заявил первый заместитель мэра Владимир Ресин, и создание подобной карты просто необходимо.
Будут расти не только объемы строительства, но увеличится и глубина проникновения в почву столицы, в отдельных местах может произойти увеличение нагрузки на основания фундаментов зданий.
Чтобы избежать аварий, потребуется детально изучать геологические особенности каждого участка с учетом не только существующей ситуации, но и последующего возможного развития геологических процессов в будущем.
Как сообщил газете ВЗГЛЯД глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, нужно четко ограничить подземное строительство в Москве: оставить под землей магистральные проезды, парковки, складские помещения, а вот торговые и развлекательные центры лучше оставить на поверхности города.
«Строить в Москве под землей можно – Москва в этом отношении не хуже европейских столиц, не говоря уже о Венеции или Санкт-Петербурге. Город стоит на твердой каменной плите – но вот первые 30 метров от поверхности земли под Москвой не столь надежны. В них проходит первый водоносный слой, там же остатки старых бункеров, фундаментов, засыпанных ручьев, которые создают вдоль своего русла грязевые линзы. При строительстве необходимо проводить масштабную геологическую разведку и использовать опыт предыдущих строителей – поднимать документы и смотреть, с какими проблемами сталкивались те, кто строил на этом месте раньше.
Иначе может получиться, как в 1998 году в Столешниковом переулке, когда во время строительства коллектора образовался провал площадью около 500 квадратных метров. А произошло это в силу естественных причин: когда-то в этом месте тек ручей и широко разливался, чем понемногу размыл грунтовый слой глины. Далее воды ушли ниже, во второй водоносный слой под столицей, а выше образовалась большая грязевая линза, которую и проткнули во время строительства.
Я считаю, что для строительства губительна конкурсная система и аукционы – их выигрывают не те, кто лучше строит, а те, у кого денег больше. В результате страдают от этого только жители города. И, кроме того, нам необходимо завести черный список компаний, которые плохо зарекомендовали себя при строительстве, чтобы им не доставались подряды в будущем. Брак в этом вопросе будет чувствоваться еще много лет, и такое нельзя прощать», – считает Москвин-Тарханов.
Опасные участки в центре
Юрий Лужков |
Уже сейчас известны некоторые опасные участки подземного мира столицы – к примеру, под Старым и Новым Арбатом и в районе станции «Аэропорт» существуют карстовые пустоты, которые образовались из-за массового подземного и наземного строительства в последние годы.
На Мясницкой улице, Лубянке и Сухаревской площади идет масштабная реконструкция ветхого жилого фонда, строители делают новые большие фундаменты, чтобы постройка стояла долго, и такой фундамент существенно изменяет потоки грунтовых вод, что может привести в будущем к образованию новых карстовых пустот.
Особенно остро вопрос встает сейчас, когда в столице начинается масштабная реконструкция площадей – к примеру, подземные работы на площади Тверской Заставы могут серьезно повредить тоннель-переход и конструкцию арок Тверского путепроводного моста.
Таким образом, необходимость карты – а точнее, целого набора тематических карт с подробными разъяснениями специалистов по каждому району Москвы – очевидна.
На заседании правительства города Юрий Лужков поручил заняться разработкой этой карты градостроительному департаменту столицы, и даже был определен генеральный подрядчик по реализации проекта – государственное унитарное предприятие «Мосгоргеотрест». О необходимости такой карты уже неоднократно говорил заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ профессор Дмитрий Хомяков. По его мнению, для того чтобы карта принесла настоящую пользу, необходимо, чтобы люди, которые принимают решения, советовались с учеными и специалистами в данной области.
Интересно, что ряд московских ведомств, которые должны хотя бы знать о существовании проекта, о нем до сих пор не имеют понятия, и в первую очередь в самом Мосгоргеотресте. Глава ОПС – отдела подземных сооружений – предприятия Вадим Свитин о существовании проекта узнал от корреспондента газеты ВЗГЛЯД и добавил, что ответами на подобные вопросы, скорее всего, обладают в Москомархитектуре.
Однако и там никаких данных о проекте не сообщили и посоветовали обратиться непосредственно в Департамент градостроительства, коль скоро именно ему дано поручение.
Но в пресс-службе департамента заявили, что пока не обладают подробной информацией на эту тему. Даже пресс-секретарь Константина Королевского – заместителя Ресина, который заведует всем подземным строительством в столице, – сообщила лишь, что он пока «не готов говорить по этому вопросу».