Вместе с тем позиция главы Минтранса выглядит вполне определенно: хотите избежать пробок в центре города – платите, пусть даже он и не произнес этого вслух.
Впервые об этом заговорили в 2004 году, когда столичный мэр Юрий Лужков ограничил перемещение грузовиков по столице
Предпосылки для таких непопулярных мер, как плата за въезд в центр города, очевидны: ежедневные многокилометровые автомобильные пробки и удручающее состояние экологии в российских «сити».
Левитин отметил, что приблизительно через 15 лет на 1000 городских жителей будет приходиться 550 автомобилей. Динамика роста автодорог за количеством автомобилей у населения явно не успевает – с 1997 года количество автомобилей в России увеличилось более чем в 2 раза, а протяженность дорог выросла на 4,5%.
Разумеется, острее всего эти проблемы ощущаются в российских городах-миллионниках, и прежде всего в столичном регионе – число московских автомобилей составляет 10% от автопарка всей России. Аналитики прогнозируют, что при сохранении такого роста числа автомобилей в столице к 2015 году их число превысит 5 млн (напомним, в конце 90-х многие утверждали, что столица встанет, если в ней будет более 3 млн машин).
Уже не первый раз чиновники хотят ввести плату за проезд в определенные зоны российской столицы, и уже не раз это решение было признано ошибочным. Впервые об этом заговорили в 2004 году, когда столичный мэр Юрий Лужков ограничил перемещение грузовиков по столице, – тогда речь шла о том, что грузовики – лишь начало масштабной операции по спасению Москвы от пробок.
После вопрос не раз обсуждался на разных уровнях, но уже через год Лужков сам отверг идею платного проезда в Москве на заседании столичного правительства. Правда, на это решение повлияло главным образом то, что реализация проекта платных дорог была слишком дорогостоящей.
На сегодняшний день самым конкретным заявлением в этой связи можно считать выступление главного архитектора столицы Александра Кузьмина: на старте проекта по глобальной реконструкции столичных дорог «Большая Ленинградка» Кузьмин заявил, что платных дорог в столице не будет.
Впрочем, перспективы платного проезда все еще манят столичное руководство, и платные отрезки трасс могут в будущем появиться на подъездах к аэропортам столицы. В этом случае городские власти обещают построить бесплатные дороги-дублеры и у водителей появится выбор – платно ехать или бесплатно ползти.
Каждый раз, когда тема платного проезда в российских городах вновь выносится на обсуждение, в поддержку своей точки зрения авторы проектов приводят европейские города, и в первую очередь Лондон. Напомним, въезд в центр столицы Великобритании в будние дни с 7 утра до 18.30 стоит 5 евро, а в исторический центр итальянской Болоньи запрещено въезжать без пропуска с 7.00 до 20.00 во все дни, кроме субботы.
Если пропуска нет, то необходимо представить бумаги, которые подтверждают необходимость поездки в центр города, – например бумаги о том, что у вас зарезервирован номер в отеле. «Посмотрите, насколько улучшилась экология в европейских городах, да и с пробками в центре они справились!» – напоминают поборники платного проезда.
В статье 27 говорится о свободе передвижения, которая не может быть ограничена никакой платой - в том числе и за проезд. В статье 19 отмечается, что все граждане равны между собой, вне зависимости от того, где они живут, а платный проезд окажется дополнительной нагрузкой на малоимущих россиян, не говоря уже о жителях центра.