Космодром в Гвианском космическом центре обеспечит не менее 50 пусков ракет-носителей «Союз-СТ» в течение 15 лет.
Руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов заложил в фундамент стартового комплекса 20-килограммовый памятный камень, привезенный с Байконура. Тем самым Перминов, Жан-Жак Дорден, генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА), Янник д’Эската, президент и генеральный директор Национального центра космических исследований (КНЕС), Жан-Ив Лё Галь, генеральный директор Arianespace, официально дали старт работам по созданию пусковой площадки.
Французам – прибыль, нам – престиж
Стоимость проекта, которым руководит французский астронавт Жан-Пьер Эньере, составляет 344 млн евро. Доля России составляет 121 млн евро
Таким образом, одна из российско-французских программ, принятых в рамках Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 26 ноября 1996 года, начала воплощаться «в железе», и воплощаться довольно быстрыми темпами: межправительственный документ о строительстве пусковой площадки под российский носитель в Гвианском космическом центре («Союз-СТ» – ГКЦ) был подписан в Париже в ноябре 2003 года.
Стоимость проекта, которым руководит французский астронавт Жан-Пьер Эньере, составляет 344 млн евро. Доля России составляет 121 млн евро. Европейский инвестиционный банк предоставил России заем на эту сумму, который будет покрыт за счет доходов от коммерческих запусков. «Мы свои финансовые средства не вкладываем, а вкладывает только Европейский союз.
Российские предприятия получили 121 млн евро для проектирования, изготовления оборудования и создания стартового комплекса», – уточнил замглавы Роскосмоса Виктор Ремишевский. Выгода такого сотрудничества достаточно очевидна.
Для России это производство как минимум 50 носителей «Союз-СТ» (а следовательно, загрузка производства на ближайшую перспективу), представляющих собой «тропический вариант» ракеты «Союз-2» модернизации «1б», оснащенной разгонным блоком «Фрегат» и головным обтекателем СТ, летные испытания которой ведутся в России в настоящее время.
Как ранее сообщал Ремишевский, первый пуск «Союза-СТ» состоится в конце 2008 – начале 2009 года. По его словам, уже заключены твердые контракты на четыре пуска с нового космодрома. При этом один старт «Союза», по его словам, обойдется заказчику в 50 млн долларов.
«Проект предусматривает осуществление четырех запусков в год начиная с 2009 года, и, таким образом, годовой оборот составит 200 млн долларов», – сообщил гендиректор Arianespace Лё Галь в интервью AFP.
Глава крупнейшего европейского ракетного концерна знает, о чем говорит, ведь согласно договору эксклюзивные права на эксплуатацию российских носителей переданы Arianespace (и ему же достанется вся коммерческая прибыль), притом что производство, сборка и предпусковая подготовка носителей возложены на российскую сторону, в качестве уполномоченной организации которой выступает «ЦСКБ-Прогресс».
Кроме того, выгода европейцев состоит в том, что до сих пор они располагали только тяжелой ракетой Ariane, предназначенной для спутников весом до 10 тонн. Появление в Куру «Союзов» позволит Европейскому космическому агентству заполнить коммерчески востребованную нишу более легких космических аппаратов. При этом российский носитель впервые позиционируется как интегральный компонент части единой линейки европейских носителей.
«Доходы от программы, осуществляемой совместно с российской стороной, позволят рассчитаться с взятыми под данный проект кредитами, дадут средства, необходимые для работы инфраструктур космодрома», – уверен глава Arianespace. По его мнению, проект окупится в таком случае за 7–9 лет.
«Каторжный» космодром
На космодроме Куру во Французской Гвиане во вторник началось строительство комплекса для запуска российских ракет-носителей «Союз» |
Однако глава Arianespace сообщил, что российско-французской совместной компании «Старсем», осуществляющей в настоящее время коммерческие пуски «Союзов» с Байконура, «остается провести еще пять пусков, после чего ее деятельность будет приостановлена на два года».
И это притом что сама по себе транспортировка носителя на другой конец света – вопрос затратный и технически сложный. Действительно, прежде чем попасть в точку с географическими координатами 5º 18' 18.0517" с. ш. 52º 50' 04.1448" з. д., где находится собственно стартовый стол, разобранная ракета и топливо для нее по железной дороге надо доставить в морской порт Санкт-Петербурга, откуда судно типа «река – море» доставит блоки носителя в Париакабо. Поскольку железнодорожный транспорт в Куру отсутствует, к монтажно-испытательному комплексу на космодроме «Союз» доставят спецавтотранспортом.
И лишь после окончательной сборки, установки полезной нагрузки и необходимых испытаний ракета попадет на старт. Оказывается, овчинка выделки стоит! Осуществлять запуски с экватора выгодно, поскольку скорость вращения Земли придает космическому аппарату дополнительное ускорение и позволяет либо экономить топливо, либо повышать полезную нагрузку.
В данном случае при запуске с Байконура «Союзы» выводят в космос спутники массой до 2 тонн. Центробежные силы вращения Земли позволяют увеличить нагрузку при пусках с экваториальной зоны до 3 тонн.
Так, в августе 2013 года российский носитель запустит с космодрома в Куру европейско-японскую межпланетную станцию Belli Combo (об этом интересном проекте газета ВЗГЛЯД писала ранее), которой предстоит стать постоянным спутником Меркурия.
Belli Combo станет третьим земным кораблем, который посетит окрестности самой близкой к Солнцу планеты. Кроме того, по словам первого вице-премьера Сергея Иванова, у двух стран есть перспективные проекты и в пилотируемой космонавтике. «Кроме того, мы обсуждали вопрос о возможном будущем взаимодействии в наземном секторе систем ГЛОНАСС и «Галилео», – добавил он. Впрочем, пилотируемые запуски с Куру пока не планируются. Для этой цели Роскосмос будет по-прежнему использовать Байконур.