Впервые столкнуться вблизи с готами мне довелось не у нас, а во Франции, минувшим летом, когда обнаружилось, что шестнадцатилетний сын моей подруги резко и решительно «заготовал». Предпосылки, собственно, были и летом предыдущим, но предпосылки не в счет. Картина все равно впечатляла новизною.
Гот в сапогах
Современный интеллигент всегда предпочтет свитер костюму-тройке, не станет ежедневно бриться, если можно отпустить бороденку
Темные кудри, и раньше достаточно длинные, теперь ниспадали почти до пояса. Батистовые рубашки с кружевными манжетами — белоснежные или черные (наш гот стирал их вручную, не доверяя стиральной машине). На пальце — серебряный перстень с розой, на груди — массивный кельтский крест. Но, как пояснила подруга, «это у них для равновесия, чтоб не выглядеть слишком изнеженно», — грубые черные джинсы и сапожищи до колен, сзади на пряжках, спереди на шнуровке. Никаких кроссовок, никаких сандалий — лучше умереть!
Почти в любую погоду юноша, назовем его в полном соответствии с действительностью Д.Л. — надевал длинный кожаный плащ. За весь сезон он зашел в море один-единственный раз — на мамин день рождения, в качестве, так сказать, подарка. К тому же, рядом не просматривалось сверстников — свидетелей такого позора. Готическому молодому человеку не подобает вульгарно валяться на пляже или плескаться в волнах. Ему приличнее разве что задумчиво бродить вдоль прилива, желательно в пасмурную погоду. Можно и одиноко выйти в море, на каком-либо утлом челне, ловить парусом ветер и слагать стихи.
Так как насчет стихов? Мое предположение оказалось верным: стихов наличествовало немало. Четко зарифмованные, достаточно звучные, богатые архаической старофранцузской лексикой. Рискну перевести кусочек:
Потерянный в веках, из лабиринта злого
Я вглядываюсь в даль, коленопреклонен.
Но горизонт размыт. И льются слезы снова
Смывая боль мою, смывая мертвый сон.
Чего там только нет дальше, в этих стансах! И неизбежность рока, и проклятость сердца, и утраченные иллюзии. Есть некая нимфа, к которой протягивает руки лирический герой, нимфа, рассеявшая тьму его снов, но слишком далекая. Есть тема одинокого пути, конфликт с душой-мучительницей, перспектива безымянной могилы.
Смешно? Быть может и да, как был двести лет назад смешон «Мельмот скиталец», написанный после стебного «Кандида». Но пары десятилетий не минуло, как смешными сделались тогдашние постмодернисты с их «добросовестным ребяческим развратом» и красными каблуками. А по-хорошему, ничего не напоминает? «Придешь ли, дева красоты, слезу пролить над ранней урной?» «Паду ли я, стрелой пронзенный?» Модное слово «идеал», наконец.
Ну разумеется, это старый знакомец Владимир Ленский! Общество движется по спирали. XVIII век, век тяжелого философского и литературного цинизма, излился кровью и иссяк. На его руинах, где-то в Йене, затеплился робкий огонек романтизма. Отторжение от материализма, с издержками, с чрезмерной увлеченностью кошмарами и ужасами, с не всегда здоровым интересом к загробному существованию, было, тем не менее, целительным. Два века спустя, и тоже на рубеже столетий, и тоже оборачиваясь на неприглядное родительское наследство – культ потребления, разврат и постмодерн – часть молодежи не хочет выбирать пепси. Готика – это не направление, сложившееся вокруг той или иной музыкальной моды, это – одно из мироощущений с доминантой высших смыслов жизни над обыденностью. Но попробуем предоставить самим готам возможность поведать о себе.
Шекспир вместо телевизора
Никаких кроссовок, никаких сандалий — лучше умереть! |
В Интернете некая девушка, англичанка или американка, но, во всяком случае, ветеран движения, предлагает длинный список утверждений, тестирующих собеседника на принадлежность к готической субкультуре. На некоторые из них нам стоит обратить особое внимание, оценивая новую волну, в которой плещется часть сегодняшней молодежи.
«Вы понимаете и любите читать Шекспира, Шелли, Броунинга или других сходных авторов». На нашей почве «сходными» будут Одоевский, Лермонтов, Бальмонт, да и много еще кто. Кстати, о почве. Наши пуристы станут говорить, что «готика» — движение чуждое, не русское. Какая может быть «готика» в стране, где нет готики? А как же прозрачный мистицизм белых ночей Санкт-Петербурга? А «мавританско-готические» руины Царицына со связанными с ними роковыми тайнами — чем не подходящий фон, чтобы побродить по его дорожкам в черном плаще? А Сухарева башня, таинственный алхимик Брюс? А так никем и не расшифрованная роспись фальшивого купола в особняке на Колымажном дворе? Право, в нашей истории достанет вполне национальной таинственности, в сумраке которой любят бродить готы.
«Вы не боитесь непознанного».
«Вы боитесь быть посредственностью».
А вот, наконец, не последний пункт в перечне, но тот, на который хотелось бы обратить особое внимание:
«Вы не понимаете, почему люди тратят столько времени на просмотр телепрограмм».
Сколько говорилось о том, как вреден и ужасен плен, в котором держит нашу юную поросль телевизионный ящик. Сколько копий ломалось, как же их от него отвлечь? А в какой-то момент он стал им не нужен. Просто не нужен, и все. Можно, конечно, сказать, что роль телевизора взял на себя компьютер, да только это не совсем так. Если вы прилагаете столько сил к созданию собственного и особенного внешнего облика, вы никоим образом не согласитесь ограничить свое общение виртуальным пространством.
Орки и бенедиктинцы
«Готы — на руках колготы», «готы — идиоты», да «мы их держим за пустое место» |
Наблюдая в, так сказать, естественных условиях, за Д.Л., я не могла не заинтересоваться формами его досуга. (Которого не так много: вне каникул юноша учится по углубленно филологическому профилю, грызет языки и Аристотеля с Декартом). Интересным показалось, что специфически «готических» развлечений было не так уж много, однако их совокупность являла несомненно «готический» рисунок. Любимейшее — «Warhammer» (Молот войны). На первый взгляд — «ужастик», в действительности достаточно сложная стратегическая игра. Далее, конечно, музыка. Классическая, фольклорная, собственно «готическая» тоже, но не в первую очередь. Д.Л. сам музицирует на нескольких инструментах. Из спорта — фехтование. Но тут уж нашему герою повезло, он всерьез занимался им с «доготических» лет. Ролевые игры с друзьями, но они не приоритетны, о чем речь еще пойдет дальше. В комнате Д.Л. — огромные плакаты фильма «Властелин Колец». Толкиена готы, как правило, весьма жалуют.
Эта близость к толкиенистам и побудила меня, уже в Москве, расспросить некоторых из них об отношении к готам, уже, разумеется, нашим, российским. Результат поначалу обескуражил. «Готы — на руках колготы», «готы — идиоты», да «мы их держим за пустое место». Такой агрессивной иронии я никак не ожидала, а ведь, строго говоря, агрессивен всегда тот, кто чем-то уязвлен.
Поэтому и позволю себе предположить, что эта демонстрируемая толкиенирующими ироническая неприязнь к готам вызвана как раз некоторой ущербностью первых в сравнении со вторыми. Знания в области реальной древней истории человечества куда меньше котируются в толкиенистской среде, нежели знание обширных текстов этого писателя. Они обитают, по сути, в довольно плоском пространстве. Да что там Толкиен. Помнится, даже по Лукьяненко существовали какие-то ролевики, если, конечно, их не выдумал «Первый канал» в натужной попытке наведения пиара. До чего же это скучно и убого: жить в рамках, нарисованных каким-то одним человеком! Готы же, хоть и любят сумрак, но в тени не живут. Они живут в культуре, и сами обучаются ее создавать. Толкиенист-переросток, не выросший из рубки на муляжных мечах — зрелище плачевное. Гот вырастет в гуманитария. Но это гуманитарий новой складки.
Духовный аристократизм
Шнуровка затянута всерьез, и даже очень всерьез, как в XIX веке. Талии барышень казались тоненькими, как рюмочки |
И вот для того, чтобы охарактеризовать эту складку, вернемся вновь к теме их внешнего вида. В Руане, перед собором, мы издалека увидели стайку готов, рассевшуюся на скамейках черными воронятами. (Кстати, приятно поразило, что ни у одного из подростков не было сигареты в руках). Человек десять, из них — две девицы. Одна девица была в длинной юбке, другая — в черных джинсах, но обе были в корсетах, скорей даже корсажах, поскольку красовались те поверх одежды. Что и позволяло убедиться, что шнуровка затянута всерьез, и даже очень всерьез, как в XIX веке. Талии барышень казались тоненькими, как рюмочки.
Как же можно уважающей себя юной особе да не затянуться до полуобморока? Тут мне и вспомнились давние слова одной очень пожилой аристократки: «Изысканность и комфорт в одежде не совместимы».
На первый взгляд кажется, что с этим афоризмом можно поспорить. Что может быть изысканнее античных одеяний, чрезвычайно удобных и простых? Минуточку! Главным одеянием и украшением обитателей Античности было самое тело, а не драпирующие его тряпочки. И тело это было натренированным в гимнастических залах и весьма ухоженным. Современный интеллигент всегда предпочтет свитер костюму-тройке, не станет ежедневно бриться, если можно отпустить бороденку. Говорит ли это о преобладании духовных интересов над материальными? Это говорит только о физической расхлябанности, влекущей за собой расхлябанность духовную и нравственную. Ю.Лотман отмечает, что нынешний, по сути, облик интеллигента в России возник с выдвижением разночинцев в общественный авангард. В сравнении с физически тренированными, грациозными интеллигентами-дворянами, интеллигенты-разночинцы казались неуклюжими, неловкими, и, маскируя свои комплексы, возвели расхлябанность в культ. А уж на что похожи представители нашей сегодняшней культурной элиты! Аристократизм и комфорт несовместимы.
Недоросли, отринувшие комфорт ради красоты, несомненно, тяготеют к духовному аристократизму. Но коль скоро готы – это молодежь, среди них можно встретить все, что свойственно сегодняшней молодежи. Предоставленные, как правило, сами себе, они иногда вляпываются в суицид, экспериментируют с алкоголем и наркотиками, приобретают сексуальный опыт, которого стыдятся впоследствии. Поскольку у молодежи сегодня в моде татуировки и пирсинг, то все это встречается и у готов.
Жуковского – к «сатанистам»!
Конечно, для большинства ныне «готующих» это увлечение пройдет без особых последствий, как хороших, так и плохих, будет сброшено, как сбрасываются, подобно старой одежке, все прочие молодежные моды. Некое влияние на культурный процесс окажет в будущем лишь незначительное количество повзрослевших готов, сливки этого движения.
Готы в России еще относительные новички, и, глядя на них, я не могу не испытывать некоторой тревоги. Некоторые наши ревностные не по разуму блюстители «чистоты Православия», из тех, что гонялись с оглоблей за Гарри Поттером, не сомневаюсь, узрев черные губы и черные ногти, поспешат объявить тотальную мобилизацию против этой юной поросли. К гадалке не ходи, ославят сектой сатанистов, внедренной на нашу территорию при помощи ЦРУ. Так и представляю себе, каких выводов они понаделают из одной только манеры готов бродить по кладбищам!
Вот только пусть не забудут записать заодно в «сатанисты» и Жуковского Василия Андреевича, он тоже этим занимался. Еще и элегии писал о таких своих прогулках.
Оставьте детей в покое, пусть играют. Это совсем даже неплохие дети.