В общей сложности ограничениям подверглись 13 российских авиакомпаний. Среди них S7 Airlines («Сибирь»), «Россия», Оренбургские авиалинии, Уральские авиалинии, Krasair, UtAir и «Атлант Союз». Часть из них должна представить отчет об устраненных нарушениях до 20 января 2008 года, а часть – до 20 февраля.
На этом, весьма удручающем, фоне ситуация в нашей стране выглядит много лучше
Запрет на полеты был введен по результатам проверок России и Евросоюза, которые проходили с июня по октябрь этого года.
Главной претензией специалистов стало нарушение правил безопасности в отдельных лайнерах. В одних случаях нарекание вызвало отсутствие свободного доступа к аварийным выходам, в других – старые ремни безопасности, просроченная документация в кабине пилотов и т.д. Хотя в некоторых авиакомпаниях утверждают, что нередко причиной запрета становились настоящие мелочи, такие как порез на шасси или треснутый фонарь.
«Иногда в таких случаях приходится слышать мнения, что причиной ограничений могут служить политические соображения, а не соображения безопасности. Но это досужая выдумка, - подчеркнул в интервью газете ВЗГЛЯД вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. – Просто в Европе действуют очень строгие стандарты, и в случае проверок во внимание принимаются любые отклонения. Даже если это не принципиальные моменты. Что же касается нашей страны, то в последние годы система контроля была ослаблена, и на некоторые вещи стали смотреть сквозь пальцы. Сейчас это меняется, но недостаточно быстро. И нередко российские перевозчики обижаются, что их «зажимают». Но ведь речь идет о безопасности пассажиров! К тому же, что мешает установить такие же жесткие стандарты у нас? Ведь даже если допустить, что это действительно такая война, то все-таки это война за безопасность полетов».
Теперь эти лайнеры переведут на другие направления. Такое решение позволило российским авиаперевозчикам не попасть в черный список Евросоюза, где находятся перевозчики, которым совсем запрещено летать над территорией ЕС. В противном случае новогодние каникулы у многих россиян оказались бы сорваны.
А в этом году наши соотечественники выбирались за рубеж особенно активно. Только за первые 9 месяцев количество туристических поездок, совершенных россиянами, выросло на 22%, составив 26,3 млн. И к концу декабря эта цифра должна увеличиться еще на несколько миллионов.
Стоит отметить, что пристальное внимание к российским самолетам хотя и вполне оправдано, но всё же несколько преувеличено.
Во-первых, с тех пор как два года назад Европа впервые заявила о намерении составить черный список авиакомпаний и включить в него российских перевозчиков, в России немало изменилось. Аэрофлот закупил несколько авиасудов SuperJet-100 и Airbus А-320, а устаревшие самолеты стали постепенно выводиться из обращения.
Во-вторых, как стало известно недавно, многие страны и вовсе намеренно скрывают данные о подлинном состоянии своей авиации.
Так, в начале октября стало известно, что НАСА отказывается публиковать данные, полученные в результате опроса 24 тыс. американских пилотов, ссылаясь на то, что информация была получена на условиях конфиденциальности. Исследование проводилось в течение четырех лет и было завершено в 2006 году. Данные опросов показали, что официальная статистика, публикуемая органами авианадзора США, занижена более чем вдвое.
Так что если у лайнера, везущего туристов в Анкоридж, сорвет в полете технологический лючок, не влияющий на безопасность полета (причем замечено это будет только на технической стоянке дней эдак пять спустя) – такой случай имеет некоторый шанс попасть в официальные сводки, особенно если об этом узнают репортеры или фанаты-споттеры, часами выслеживающие в аэропортах лайнеры, чтобы сделать необычную фотографию.
А вот если у частного самолета остановится в воздухе единственный мотор, запись об этом останется лишь в анналах местной диспетчерской службы или в журнале спасателей (а после этого, скорее всего, и в кладбищенской книге).
На этом, весьма удручающем, фоне ситуация в нашей стране выглядит много лучше. По словам вице-президента некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаила Аптукова, российская статистика фиксирует любую информацию, даже об инцидентах, которые обходятся без людских потерь и с минимальными повреждениями, подлежащими восстановлению. «Это 99% аварийных случаев», – считает эксперт.