Общество

14 ноября 2007, 17:30

В России устанавливается новая цена жизни

Фото: airliners.net

Жизнь человека стала стоить дороже. По крайней мере, в небе. Государственная дума РФ внесла изменения в статью 133 Воздушного кодекса. Законодатель стремится как можно эффективнее защитить права пассажиров от несчастных случаев и недобросовестности авиаперевозчиков. Однако независимые эксперты высказывают мнение, что «пункт 6 новой редакции статьи 133 ВК РФ – серьезная ошибка, последствия которой нам еще предстоит оценить».

14 ноября Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», сообщает РИА «Новости». С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Государственной думы в разделе «Законодательная деятельность ГД».

Повышением суммы выплат большая защищенность пассажиров исчерпывается. Они по-прежнему должны будут собирать кучу справок

В статью 133 Воздушного кодекса, которая отныне называется «Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика», депутаты внесли несколько важных изменений и дополнений.

Теперь при выполнении внутренних воздушных перевозок страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) обязуется возместить пассажиру воздушного судна вред, причиненный:
- жизни пассажира воздушного судна – не менее чем 2 млн 25 тыс. рублей на каждого человека;
- здоровью пассажира воздушного судна – не менее чем 2 млн рублей на каждого человека;
- багажу пассажира воздушного судна – не менее чем 600 рублей за каждый килограмм веса багажа;
- вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, – не менее чем 11 тыс. рублей на каждого пассажира воздушного судна.

Показатели, прописанные в законе, являются минимальными. Возможны и более крупные суммы, если договором обязательного страхования будет предусмотрен более высокий размер возмещения вреда.

Перевозчик также обязан застраховать гражданскую ответственность перед пассажиром воздушного судна путем заключения за свой счет договора обязательного страхования гражданской ответственности компании. Срок соглашения об обязательном страховании не может быть менее года.

Страховая выплата осуществляется в течение 30 дней со дня представления необходимых документов.

Государство продолжает принимать законодательные меры по защите прав авиаперевозчиков. Данные изменения не являются единственными. Напомним, 20 октября вступили в силу новые авиационные правила.

Так, при задержке вылета свыше двух часов пассажиры должны бесплатно получить напитки, при отставании от намеченного графика более чем на четыре часа – горячую еду, а при ожидании рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное авиакомпании за свой счет должны разместить пассажиров в гостинице.

Кроме того, перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка путешественнику с маленькими (до 7 лет) детьми, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов. Согласно новым правилам указанные услуги будут предоставляться пассажирам не только регулярных рейсов, но и чартерных.

По новым правилам пассажиры смогут летать даже по утерянным билетам. «Отсутствие или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира.

Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира и восстановления билета», – говорится в сообщении.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в интервью «Российской газете» рассказал об ответственности, которую понесут авиакомпании за невыполнение новых правил: «Мы планируем организовать постоянный мониторинг, чтобы знать, как выполняются новые правила перевозок.

Его результаты станут сигналом для авиационных властей, когда они к следующему сезону будут рассматривать расписание полетов. А за систематическое невыполнение правил компании будут лишать прав на выполнение полетов. При многократных нарушениях деятельность авиакомпании может быть полностью остановлена».

Что касается поправок, принятых в среду, некоторые крупные авиакомпании России (в частности «Трансаэро» и «Сибирь», с представителями которой беседовал корреспондент газеты ВЗГЛЯД) заявили, что изменения, вносимые в статью 133 Воздушного кодекса, их не коснутся.

Причина заключается в том, что самолеты данных компаний застрахованы по самым высоким международным стандартам. Ответственность перед третьими лицами (пассажирами, членами экипажа), перед теми, кто может пострадать на земле или в воздухе, в зависимости от воздушного судна составляет от 600 млн до 1 млрд долларов. Это намного больше, чем указанные в законе суммы.

Представители авиакомпании «Вим-Авиа» также позитивно оценивают парламентскую инициативу, так как это отвечает интересам граждан РФ.

«Данная инициатива отражает международную практику по увеличению лимитов ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами и пассажирами, – сообщили в компании газете ВЗГЛЯД. – Со своей стороны «Вим-Авиа» последние три года поддерживает лимиты ответственности, позволяющие выполнять полеты по всему миру. Лимиты страховых полисов компании с лихвой перекрывают минимальные требования, зафиксированные в инициативе законодателя».

Однако проблема не только в сумме выплат. В закон были внесены серьезные изменения нормативного характера.

По мнению профессора кафедры предпринимательского права Государственного университета – Высшей школы экономики Юрия Фогельсона, которое он высказал в интервью газете ВЗГЛЯД, статья 133 Воздушного кодекса в старой редакции была внутренне противоречива, так как в пункте 1 устанавливалась обязанность страховать ответственность, а в других частях статьи описывались условия страхования жизни и здоровья, что совсем не одно и то же.

К тому же авиаперевозчики, подавая документы на лицензирование своей деятельности, должны были представить договор страхования своей ответственности. Они заключали договор со страховщиками, имеющими лицензию на добровольное страхование подобной ответственности. То есть никто не мог гарантировать авиаперевозчику, что страховщик заключит с ним такой договор.

«Все эти проблемы разрешает новая редакция статьи 133 ВК РФ. В ней определены все элементы обязательного страхования, которые требуются. Надеюсь, после ее вступления в силу страховщикам начнут выдаваться лицензии на этот вид обязательного страхования», – заключил эксперт.

«Естественно, суммы выплат в новой редакции существенно больше, чем в старой. 1000 МРОТ, установленные ранее, много меньше, чем 2 млн рублей. Однако этим большая защищенность пассажиров и исчерпывается. Они по-прежнему должны будут собирать кучу справок, подтверждающих ущерб. А в процессе их сбора выясняется, что нужную-то справку никто и не выдает.

Ответственность страховщиков за незаконный отказ, задержку выплаты ничуть не повысилась. Как и прежде, с финансовой точки зрения страховщикам выгодно отправлять людей в суд, так как доход от невыплаченных денег, который они получают, выше размера той ответственности, которую они понесут за незаконную задержку выплаты», – констатировал Юрий Фогельсон.

Кроме того, по мнению эксперта, в пункте 6 новой редакции статьи 133 Воздушного кодекса РФ содержится норма, по смыслу дублирующая статью 5 Закона об ОСАГО, но изложенная другими словами.

В этом пункте правительству предоставляются неопределенные по объему полномочия определять содержание договоров обязательного страхования ответственности перевозчиков.

«Такой способ нормативного утверждения Правил страхования не соответствует ни российской Конституции, ни мировой практике. Так что, думаю, этот пункт 6 новой редакции статьи 133 ВК РФ – серьезная ошибка, последствия которой нам еще предстоит оценить», – считает профессор ГУ-ВШЭ.

Нововведение вряд ли скажется на стоимости билетов.

«Подорожание вряд ли будет связано со страховыми выплатами. Затраты на страхование в общей структуре расходов занимают значительно меньшую долю, чем, к примеру, закупка топлива», – солидарны в своей позиции «Сибирь» и «Трансаэро».

Текст: Булат Назмутдинов

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?