14 ноября Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», сообщает РИА «Новости». С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Государственной думы в разделе «Законодательная деятельность ГД».
Повышением суммы выплат большая защищенность пассажиров исчерпывается. Они по-прежнему должны будут собирать кучу справок
В статью 133 Воздушного кодекса, которая отныне называется «Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика», депутаты внесли несколько важных изменений и дополнений.
Теперь при выполнении внутренних воздушных перевозок страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) обязуется возместить пассажиру воздушного судна вред, причиненный:
- жизни пассажира воздушного судна – не менее чем 2 млн 25 тыс. рублей на каждого человека;
- здоровью пассажира воздушного судна – не менее чем 2 млн рублей на каждого человека;
- багажу пассажира воздушного судна – не менее чем 600 рублей за каждый килограмм веса багажа;
- вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, – не менее чем 11 тыс. рублей на каждого пассажира воздушного судна.
Показатели, прописанные в законе, являются минимальными. Возможны и более крупные суммы, если договором обязательного страхования будет предусмотрен более высокий размер возмещения вреда.
Перевозчик также обязан застраховать гражданскую ответственность перед пассажиром воздушного судна путем заключения за свой счет договора обязательного страхования гражданской ответственности компании. Срок соглашения об обязательном страховании не может быть менее года.
Страховая выплата осуществляется в течение 30 дней со дня представления необходимых документов.
Государство продолжает принимать законодательные меры по защите прав авиаперевозчиков. Данные изменения не являются единственными. Напомним, 20 октября вступили в силу новые авиационные правила.
Так, при задержке вылета свыше двух часов пассажиры должны бесплатно получить напитки, при отставании от намеченного графика более чем на четыре часа – горячую еду, а при ожидании рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное авиакомпании за свой счет должны разместить пассажиров в гостинице.
Кроме того, перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка путешественнику с маленькими (до 7 лет) детьми, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов. Согласно новым правилам указанные услуги будут предоставляться пассажирам не только регулярных рейсов, но и чартерных.
По новым правилам пассажиры смогут летать даже по утерянным билетам. «Отсутствие или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира.
Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира и восстановления билета», – говорится в сообщении.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин в интервью «Российской газете» рассказал об ответственности, которую понесут авиакомпании за невыполнение новых правил: «Мы планируем организовать постоянный мониторинг, чтобы знать, как выполняются новые правила перевозок.
Его результаты станут сигналом для авиационных властей, когда они к следующему сезону будут рассматривать расписание полетов. А за систематическое невыполнение правил компании будут лишать прав на выполнение полетов. При многократных нарушениях деятельность авиакомпании может быть полностью остановлена».
Что касается поправок, принятых в среду, некоторые крупные авиакомпании России (в частности «Трансаэро» и «Сибирь», с представителями которой беседовал корреспондент газеты ВЗГЛЯД) заявили, что изменения, вносимые в статью 133 Воздушного кодекса, их не коснутся.
Причина заключается в том, что самолеты данных компаний застрахованы по самым высоким международным стандартам. Ответственность перед третьими лицами (пассажирами, членами экипажа), перед теми, кто может пострадать на земле или в воздухе, в зависимости от воздушного судна составляет от 600 млн до 1 млрд долларов. Это намного больше, чем указанные в законе суммы.
Представители авиакомпании «Вим-Авиа» также позитивно оценивают парламентскую инициативу, так как это отвечает интересам граждан РФ.
«Данная инициатива отражает международную практику по увеличению лимитов ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами и пассажирами, – сообщили в компании газете ВЗГЛЯД. – Со своей стороны «Вим-Авиа» последние три года поддерживает лимиты ответственности, позволяющие выполнять полеты по всему миру. Лимиты страховых полисов компании с лихвой перекрывают минимальные требования, зафиксированные в инициативе законодателя».
Однако проблема не только в сумме выплат. В закон были внесены серьезные изменения нормативного характера.
По мнению профессора кафедры предпринимательского права Государственного университета – Высшей школы экономики Юрия Фогельсона, которое он высказал в интервью газете ВЗГЛЯД, статья 133 Воздушного кодекса в старой редакции была внутренне противоречива, так как в пункте 1 устанавливалась обязанность страховать ответственность, а в других частях статьи описывались условия страхования жизни и здоровья, что совсем не одно и то же.
К тому же авиаперевозчики, подавая документы на лицензирование своей деятельности, должны были представить договор страхования своей ответственности. Они заключали договор со страховщиками, имеющими лицензию на добровольное страхование подобной ответственности. То есть никто не мог гарантировать авиаперевозчику, что страховщик заключит с ним такой договор.
«Все эти проблемы разрешает новая редакция статьи 133 ВК РФ. В ней определены все элементы обязательного страхования, которые требуются. Надеюсь, после ее вступления в силу страховщикам начнут выдаваться лицензии на этот вид обязательного страхования», – заключил эксперт.
«Естественно, суммы выплат в новой редакции существенно больше, чем в старой. 1000 МРОТ, установленные ранее, много меньше, чем 2 млн рублей. Однако этим большая защищенность пассажиров и исчерпывается. Они по-прежнему должны будут собирать кучу справок, подтверждающих ущерб. А в процессе их сбора выясняется, что нужную-то справку никто и не выдает.
Ответственность страховщиков за незаконный отказ, задержку выплаты ничуть не повысилась. Как и прежде, с финансовой точки зрения страховщикам выгодно отправлять людей в суд, так как доход от невыплаченных денег, который они получают, выше размера той ответственности, которую они понесут за незаконную задержку выплаты», – констатировал Юрий Фогельсон.
Кроме того, по мнению эксперта, в пункте 6 новой редакции статьи 133 Воздушного кодекса РФ содержится норма, по смыслу дублирующая статью 5 Закона об ОСАГО, но изложенная другими словами.
В этом пункте правительству предоставляются неопределенные по объему полномочия определять содержание договоров обязательного страхования ответственности перевозчиков.
«Такой способ нормативного утверждения Правил страхования не соответствует ни российской Конституции, ни мировой практике. Так что, думаю, этот пункт 6 новой редакции статьи 133 ВК РФ – серьезная ошибка, последствия которой нам еще предстоит оценить», – считает профессор ГУ-ВШЭ.
Нововведение вряд ли скажется на стоимости билетов.
«Подорожание вряд ли будет связано со страховыми выплатами. Затраты на страхование в общей структуре расходов занимают значительно меньшую долю, чем, к примеру, закупка топлива», – солидарны в своей позиции «Сибирь» и «Трансаэро».