Общество

14 ноября 2007, 17:30

В России устанавливается новая цена жизни

Фото: airliners.net

Жизнь человека стала стоить дороже. По крайней мере, в небе. Государственная дума РФ внесла изменения в статью 133 Воздушного кодекса. Законодатель стремится как можно эффективнее защитить права пассажиров от несчастных случаев и недобросовестности авиаперевозчиков. Однако независимые эксперты высказывают мнение, что «пункт 6 новой редакции статьи 133 ВК РФ – серьезная ошибка, последствия которой нам еще предстоит оценить».

14 ноября Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», сообщает РИА «Новости». С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Государственной думы в разделе «Законодательная деятельность ГД».

Повышением суммы выплат большая защищенность пассажиров исчерпывается. Они по-прежнему должны будут собирать кучу справок

В статью 133 Воздушного кодекса, которая отныне называется «Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика», депутаты внесли несколько важных изменений и дополнений.

Теперь при выполнении внутренних воздушных перевозок страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) обязуется возместить пассажиру воздушного судна вред, причиненный:
- жизни пассажира воздушного судна – не менее чем 2 млн 25 тыс. рублей на каждого человека;
- здоровью пассажира воздушного судна – не менее чем 2 млн рублей на каждого человека;
- багажу пассажира воздушного судна – не менее чем 600 рублей за каждый килограмм веса багажа;
- вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, – не менее чем 11 тыс. рублей на каждого пассажира воздушного судна.

Показатели, прописанные в законе, являются минимальными. Возможны и более крупные суммы, если договором обязательного страхования будет предусмотрен более высокий размер возмещения вреда.

Перевозчик также обязан застраховать гражданскую ответственность перед пассажиром воздушного судна путем заключения за свой счет договора обязательного страхования гражданской ответственности компании. Срок соглашения об обязательном страховании не может быть менее года.

Страховая выплата осуществляется в течение 30 дней со дня представления необходимых документов.

Государство продолжает принимать законодательные меры по защите прав авиаперевозчиков. Данные изменения не являются единственными. Напомним, 20 октября вступили в силу новые авиационные правила.

Так, при задержке вылета свыше двух часов пассажиры должны бесплатно получить напитки, при отставании от намеченного графика более чем на четыре часа – горячую еду, а при ожидании рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное авиакомпании за свой счет должны разместить пассажиров в гостинице.

Кроме того, перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка путешественнику с маленькими (до 7 лет) детьми, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов. Согласно новым правилам указанные услуги будут предоставляться пассажирам не только регулярных рейсов, но и чартерных.

По новым правилам пассажиры смогут летать даже по утерянным билетам. «Отсутствие или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира.

Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира и восстановления билета», – говорится в сообщении.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в интервью «Российской газете» рассказал об ответственности, которую понесут авиакомпании за невыполнение новых правил: «Мы планируем организовать постоянный мониторинг, чтобы знать, как выполняются новые правила перевозок.

Его результаты станут сигналом для авиационных властей, когда они к следующему сезону будут рассматривать расписание полетов. А за систематическое невыполнение правил компании будут лишать прав на выполнение полетов. При многократных нарушениях деятельность авиакомпании может быть полностью остановлена».

Что касается поправок, принятых в среду, некоторые крупные авиакомпании России (в частности «Трансаэро» и «Сибирь», с представителями которой беседовал корреспондент газеты ВЗГЛЯД) заявили, что изменения, вносимые в статью 133 Воздушного кодекса, их не коснутся.

Причина заключается в том, что самолеты данных компаний застрахованы по самым высоким международным стандартам. Ответственность перед третьими лицами (пассажирами, членами экипажа), перед теми, кто может пострадать на земле или в воздухе, в зависимости от воздушного судна составляет от 600 млн до 1 млрд долларов. Это намного больше, чем указанные в законе суммы.

Представители авиакомпании «Вим-Авиа» также позитивно оценивают парламентскую инициативу, так как это отвечает интересам граждан РФ.

«Данная инициатива отражает международную практику по увеличению лимитов ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами и пассажирами, – сообщили в компании газете ВЗГЛЯД. – Со своей стороны «Вим-Авиа» последние три года поддерживает лимиты ответственности, позволяющие выполнять полеты по всему миру. Лимиты страховых полисов компании с лихвой перекрывают минимальные требования, зафиксированные в инициативе законодателя».

Однако проблема не только в сумме выплат. В закон были внесены серьезные изменения нормативного характера.

По мнению профессора кафедры предпринимательского права Государственного университета – Высшей школы экономики Юрия Фогельсона, которое он высказал в интервью газете ВЗГЛЯД, статья 133 Воздушного кодекса в старой редакции была внутренне противоречива, так как в пункте 1 устанавливалась обязанность страховать ответственность, а в других частях статьи описывались условия страхования жизни и здоровья, что совсем не одно и то же.

К тому же авиаперевозчики, подавая документы на лицензирование своей деятельности, должны были представить договор страхования своей ответственности. Они заключали договор со страховщиками, имеющими лицензию на добровольное страхование подобной ответственности. То есть никто не мог гарантировать авиаперевозчику, что страховщик заключит с ним такой договор.

«Все эти проблемы разрешает новая редакция статьи 133 ВК РФ. В ней определены все элементы обязательного страхования, которые требуются. Надеюсь, после ее вступления в силу страховщикам начнут выдаваться лицензии на этот вид обязательного страхования», – заключил эксперт.

«Естественно, суммы выплат в новой редакции существенно больше, чем в старой. 1000 МРОТ, установленные ранее, много меньше, чем 2 млн рублей. Однако этим большая защищенность пассажиров и исчерпывается. Они по-прежнему должны будут собирать кучу справок, подтверждающих ущерб. А в процессе их сбора выясняется, что нужную-то справку никто и не выдает.

Ответственность страховщиков за незаконный отказ, задержку выплаты ничуть не повысилась. Как и прежде, с финансовой точки зрения страховщикам выгодно отправлять людей в суд, так как доход от невыплаченных денег, который они получают, выше размера той ответственности, которую они понесут за незаконную задержку выплаты», – констатировал Юрий Фогельсон.

Кроме того, по мнению эксперта, в пункте 6 новой редакции статьи 133 Воздушного кодекса РФ содержится норма, по смыслу дублирующая статью 5 Закона об ОСАГО, но изложенная другими словами.

В этом пункте правительству предоставляются неопределенные по объему полномочия определять содержание договоров обязательного страхования ответственности перевозчиков.

«Такой способ нормативного утверждения Правил страхования не соответствует ни российской Конституции, ни мировой практике. Так что, думаю, этот пункт 6 новой редакции статьи 133 ВК РФ – серьезная ошибка, последствия которой нам еще предстоит оценить», – считает профессор ГУ-ВШЭ.

Нововведение вряд ли скажется на стоимости билетов.

«Подорожание вряд ли будет связано со страховыми выплатами. Затраты на страхование в общей структуре расходов занимают значительно меньшую долю, чем, к примеру, закупка топлива», – солидарны в своей позиции «Сибирь» и «Трансаэро».

Текст: Булат Назмутдинов

Вам может быть интересно

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

СК начал проверку сообщения о выселении мигрантом семьи пропавшего на СВО бойца

Продолжается проверка по сообщению о нарушении прав жительницы в местном поселке в Ростовской области, по предварительным данным, ее и ее 14-летнюю дочь выселил из дома мигрант, сообщили в региональном следственном управлении СК.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?