Выпуск памятной монеты Центробанком, открытие памятника в подмосковном Королёве, новейшего планетария в Новгороде, несколько торжественных заседаний в профильных НИИ и демонстрация псевдоисторических фильмов весьма сомнительного качества по центральным каналам – вот, пожалуй, и всё, чем наша страна отметила юбилей космического аппарата, запуск которого поделил историю цивилизации на «до» и «после».
Празднование юбилея такого события следовало бы устроить более масштабное, хотя бы из соображений национального престижа
Конечно, торжественное заседание Политбюро и праздничный концерт по «первой программе», к счастью, ушли в прошлое, но, кажется, празднование юбилея такого события следовало бы устроить более масштабное, хотя бы из соображений национального престижа. В этой связи вспоминается грандиозная пропагандистская кампания, посвященная 30-й годовщине высадки человека на Луне. Сравнение не в нашу пользу.
На этом фоне отрадно выглядит заявление первого вице-премьера Сергея Иванова о том, что в России могут быть созданы специализированные средние школы для углубленного изучения наук, связанных с ракетно-космической сферой. «Мы с Минобрнауки и Роскосмосом подумаем о создании таких школ в нескольких крупных городах», – сказал Иванов на встрече со столичными школьниками – победителями олимпиад по астрономии, авиации и космонавтике. Он напомнил, что в настоящее время в России подобная спецшкола есть только на Байконуре.
Профессиональной подготовкой подростков в этой сфере также занимаются Военно-космический кадетский корпус в Петербурге и Королёвский колледж космического машиностроения. Однако, по словам Иванова, «наверное, на такую страну, как Россия, одной-двух таких школ мало».
Впрочем, ничего нового в этой идее нет: в Советском Союзе в рамках концепции внеклассного образования действовали сотни, если не тысячи «клубов юных космонавтов», которые работали едва ли не при каждом дворце пионеров районного уровня.
Молодым людям удавалось создавать простейшие космические аппараты, ставить оригинальные эксперименты на борту орбитальных станций и космических лабораторий. Следует признать, что при всех недостатках советской системы кадры для промышленности она готовить умела, такой опыт грех не перенять.
Любопытно, что еще за неделю до юбилейной даты заметки о «Спутнике-1» стали появляться практически во всех американских газетах. Общий смысл публикаций примерно таков: да, для нас Sputnik был шоком, но это он заставил бросить колоссальные силы и средства в космонавтику, чтобы доказать, что именно мы лучшие на планете.
Уязвленное самолюбие, видимо, дает знать о себе и сейчас. Знаменитые позывные «бип-бип» бросили вызов самоуверенной Америке, вчистую проигравшей на тот момент космическую гонку.
Не зря во многих американо-европейских статьях на эту тему в обязательном порядке упоминается и высадка американцев на Луну, а в некоторых материалах именно на этом делается главный акцент. Достижение СССР почти всегда полностью приписывают стремлению к обладанию средством доставки ядерного оружия – и только.
Тон многих подобных статей какой-то реваншистский: «Да, мы проморгали первый спутник, но очень скоро мы их оставили далеко позади. Так было, есть, и так будет всегда».
Впрочем, последнее – не очевидно. В Роскосмосе рассчитывают в ближайшие годы приступить к поэтапной реализации лунной и марсианской пилотируемых программ, сообщил руководитель пилотируемых программ агентства Алексей Краснов.
«Сейчас мы ведем наработки в технологическом плане», – сказал Краснов в интервью каналу НТВ, показанном в четверг по случаю отмечаемого 4 октября 50-летия запуска первого спутника Земли.
По его словам, практическая работа по подготовке пилотируемых полетов к Луне начнется после 2015 года. Краснов отметил, что примерно в 2035 году может быть организована международная пилотируемая экспедиция на Марс.
Конечно, даже в случае успеха на Луне мы будем вторыми. Но, может быть, честь первым ступить на поверхность Марса выпадет именно российскому космонавту, пусть и в составе международной экспедиции.