Два человека погибли, восемь находятся в больнице - таков результат трагедии, разыгравшейся на борту грузового судна Odisk в акватории Ялты. Сухогруз перевозил из Керчи в турецкий Искандерун 2 тысячи тонн ферросиликомарганца. Он шел под флагом Сьерра-Леоне, экипаж состоял из десяти человек - граждан Украины и России.
Экспресс-анализ, проведенный на месте, показал, что в воздухе обнаружены пары фосфора и газ фосфин
Накануне вечером капитан судна, стоящего на рейде Ялтинского морского торгового порта, сообщил в портовую дежурную службу об отравлении пяти членов экипажа неизвестными веществами. Как сообщило позже МЧС Украины, двое из моряков - россиянин и украинец - скончались.
Остальные восемь членов экипажа были доставлены в Ливадийскую городскую больницу, причем трое были помещены в реанимацию, один находится в тяжелом состоянии. Как сообщил сегодня замминистра здравоохранения Крыма Олег Стеблий, диагноз у всех госпитализированных – «отравление ядовитыми парами».
Поднявшиеся на борт судна специалисты сделали замеры воздуха: были взяты пробы с дыхательной аппаратуры, а также в рубке и в каютах. Экспресс-анализ, проведенный на месте, показал, что в воздухе обнаружены пары фосфора и газ фосфин. Он выделяется с ферросплавов при воздействии на них водяного пара и воды. Данный газ относится к химическим веществам 1 класса опасности (чрезвычайно опасным), сообщает ИТАР-ТАСС.
Для обеспечения требований безопасности судоходства и недопущения бесконтрольного движения судно было отбуксировано на максимальное расстояние от берега, поставлено на пять якорей и отключено от энергоснабжения. На месте происшествия был создан штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, который возглавил глава МЧС Украины Нестор Шуфрич.
По данным начальника главного управления МЧС в Крыму Александра Мазилина, в качестве основной версии ЧП рассматривается нарушение правил техники безопасности при погрузке и транспортировке опасного вещества. Ссылаясь на показания некоторых членов экипажа, Мазилин отметил, что во время «погрузки в Керчи шел дождь и ферросплав вступил в химическую реакцию с водой». Кроме того, по мнению экспертов, на судне, особенно в трюмах, не было нормальной вентиляции, а экипаж работал без противогазов и не имел опыта перевозки ядовитых грузов.
Вместе с тем в крымском управлении МЧС заверили, что опасный груз не представляет опасности для жителей Ялты. «Для города опасный груз угрозы не представляет. Концентрация опасного газа в воздухе, по информации специалистов, за пределами корабля не превышена», - заявил Мазилин. «Это ЧП локального масштаба, никакой опасности для населения нет», - разделил его мнение мэр города-курорта Сергей Брайко.
С ними согласился и глава украинского МЧС Нестор Шуфрич. «Никакой угрозы окружающей среде, тем более жителям Ялты, нет. Полностью отсутствует риск заражения морской воды», - заверил он журналистов.
В субботу было принято решение вывести сухогруз из акватории Ялтинского порта. Судовладелец намеревается отбуксировать Odisk в место его загрузки - порт Керчь, где имеются соответствующие пирсы и условия для хранения ядовитого груза.
По данным командования ВМС Украины, буксировка займет около 30 часов. На протяжении всего пути до Керчи на судне будут находиться сотрудники МЧС для ведения постоянного мониторинга химических процессов в трюмах.
По словам Шуфрича, в минувшем году в акватории Черного моря было совершено 35 рейсов по перевозке подобных грузов, и ни одного ЧП зафиксировано не было. Поэтому, по его словам, следственные органы выяснят, имел ли право экипаж перевозить подобный груз или это была контрабанда. «Вина экипажа - это прерогатива следственных органов», - цитирует его «Интерфакс».
Также, по словам главы МЧС, следственные органы намерены выяснить, почему морской порт Ялты допустил приближение судна к городу.