Общество

2 августа 2006, 18:07

Самолет-легенда отправляется на свалку

Фото: airforce.ru

В рамках проекта по реконструкции привокзальной площади аэропортового комплекса «Домодедово» завершены работы по демонтажу самолета Ту-114 (бортовой номер CCCP-76464), установленного в 1977 году в честь 20-летней безаварийной эксплуатации этого типа. Таким образом, в мире сохранилось лишь два уникальных лайнера этого типа.

«Установленный в Домодедове 30 лет назад Ту-114 стал одной из визитных карточек аэропорта и, безусловно, решение о демонтаже самолета было для нас нелегким, - говорит директор департамента внешних связей группы «Ист Лайн» Анна Краснова. - Привокзальная площадь аэропорта - очень известное место, популярное среди гостей свадебных торжеств, любителей авиации, пассажиров и сотрудников аэропорта».

«К сожалению, отреставрировать именно этот самолет было невозможно, передвигать на другое место – небезопасно», - сообщает официальный пресс-релиз компании, управляющей аэропортом. По сведениям руководства компании, освободившееся место планируется отдать под автостоянку на 5 тыс. автомобилей. Как заявила в интервью одному из российских телеканалов г-жа Краснова, «Ист Лайн» рассматривает возможность приобретения другого такого самолета, правда, она не уточнила - где. Не дай бог, в музее…

Из солдат – на гражданку

В течение десяти дней самолет был открыт для посещения, на его борту побывали более 40 000 человек!

Так чем же замечателен этот самолет, и почему профессионалы-авиаторы и любители авиационной истории (и не только русскоязычные!) буквально «оплакивают» погибший экземпляр в блогах, на форумах и прочих интернет-конференциях? Чтобы понять роль и значение этого самолета, самолета–легенды в истории отечественной авиации, необходимо заглянуть лет на 60 назад.

Огромный рост внутрисоюзных пассажирских воздушных перевозок к концу 50-х годов ХХ века остро поставил вопрос о необходимости разработки пассажирского лайнера большой вместимости с дальностью беспосадочного перелета до 8000 км, способного покрывать расстояние от Москвы до Хабаровска. Кроме того, Хрущевская «оттепель» породила огромный интерес к СССР у западных граждан, и туристы из «капстран» хлынули в Советский Союз невиданным доселе потоком.

Существовавший на тот момент лучший лайнер «Аэрофлота» – Ил-14 – мог преодолеть трассу Москва – Хабаровск за 27 часов с четырьмя промежуточными посадками в Свердловске, Новосибирске, Иркутске и Чите. А о трансатлантических перелетах не могло быть речи вообще. Поэтому в августе 1955 года ОКБ А. Н. Туполева было выдано правительственное задание на проектирование дальнемагистрального пассажирского самолета.

Как всегда, задание требовало разработки, испытаний и внедрения в серию в кратчайшие сроки, чтобы опередить капиталистический мир. Нелишне будет напомнить, что в те годы ряд конструкторских решений, таких как герметичный пассажирский салон, приходилось осваивать впервые. Немалое значение придавалось и надежности самолета, так как предполагаемые воздушные трассы должны были проходить над безлюдными просторами Сибири с практически полным отсутствием аэродромов, способных принять этот лайнер в случае нештатных ситуаций, а также над бескрайним океаном.

В этих условиях Туполев посчитал наиболее целесообразным не начинать проектирование самолета с «нуля», а взять за основу уже испытанный и пущенный в серию бомбардировщик Ту-95, до сих пор, кстати, составляющий основной костяк стратегический авиации РФ. Поэтому и первоначальное обозначение этой машины было Ту-95П («изделие 114»). К тому же опыт подобной переделки в КБ уже был – знаменитый Ту-104 являлся всего лишь «оцивиленным» реактивным бомбардировщиком Ту-16.

Первый опытный экземпляр «изделия 114» сошел со стапелей завода № 156 действительно в рекордные сроки – летом 1957 года. При проектировании этой машины конструкторы использовали уже накопившийся к тому времени опыт по созданию Ту-16, Ту-95 и Ту-104. Первый экземпляр самолета получил регистрационный знак «Аэрофлота» СССР-Л5611 и собственное имя «Россия». Летные испытания начались на базе в Жуковском 10 ноября 1957 года, а 15 ноября Ту-114 совершил первый в своей истории полет.

Любимый лайнер Хрущева

Первое международное признание Ту-114 получил еще во время летных испытаний – в 1958 году ему достался Гран-при на Брюссельской международной выставке

Первое международное признание Ту-114 получил еще во время летных испытаний – в 1958 году ему достался Гран-при на Брюссельской международной выставке, где демонстрировалась модель самолета. В том же году за создание Ту-104 и Ту-114 А. Н. Туполев был награжден золотой медалью Международной федерации авиации (ФАИ).

2 июня 1959 года Ту-114 отправился в столицу Албании Тирану, оттуда 4 июля он отправился в Будапешт, а 19 июня эта машина уже была экспонатом международного авиасалона в Ле-Бурже где вызвала подлинный фурор. 28 июня этот же борт совершил первый трансатлантический перелет, доставив для участия в советской торгово-промышленной вставке в Нью-Йорке делегацию во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Ф. Р. Козловым.

В течение 10 дней самолет был открыт для посещения, на его борту побывали более 40 000 человек! А представители фирмы Boeing всерьез интересовались: нельзя ли получить чертежи мотогондол и шасси советского лайнера? 15 сентября этого же года опытная машина доставила в Вашингтон делегацию во главе с Н. С. Хрущевым. Как вспоминает старейший сотрудник КБ Л. Л. Кербер, этот полет был чистой авантюрой: «На самолете еще простых-то пассажиров не возили – а тут самого Хрущева!» Но Никита Сергеевич очень загорелся этой идеей.

Любопытно, что перед визитом советские представители указали крейсерскую скорость лайнера, невероятную для винтовых самолетов: 720–800 км/ч. Американцы, естественно, заявке не поверили и выслали пару истребителей для встречи лайнера на крейсерской высоте у побережья США.

После, на одном из банкетов, Андрей Николаевич Туполев попросил переводчика задать военно-воздушному атташе США вопрос: «Ну что, проверили?» На недоуменный взгляд последовала фраза: «Переводи, он поймет!» – «О да, проверили – скорость соответствует!» – немедленно ответил генерал, сразу понявший, о чем идет речь. 29 октября тот же Л5611 с очередной партийно-правительственной делегацией на борту выполнил полет по маршруту Москва – Пекин.

Трудяга дальних маршрутов

Изначально Ту-114 поступили для пассажирской эксплуатации во Внуковское авиапредприятие

Изначально Ту-114 поступили для пассажирской эксплуатации во Внуковское авиапредприятие. В 1962 году самолеты стали поступать и в ТУ МВЛ (Шереметьево). С открытием в 1966 году нового московского аэропорта Домодедово весь парк Внуковских Ту-114 был передан туда.

Постановление СМ СССР о начале регулярных пассажирских перевозок на Ту-114 вышло 25 февраля 1961 года, а 24 апреля 1961 года Ту-114 выполнил первый рейс с пассажирами по маршруту Внуково – Хабаровск. На протяжении последующих пятнадцати лет эта воздушная трасса будет для Ту-114 основной. До июля 1961 года интенсивность полетов в Хабаровск составляла два рейса в неделю, а затем увеличилась до трех рейсов в неделю.

В 1966 году Ту-114 уже совершал два ежедневных, а в 1969 году пять ежедневных рейсов в этом направлении. 7 января 1963 года на самолете СССР-76480 был выполнен первый зарубежный рейс по расписанию по маршруту Шереметьево – Мурманск – Гавана.

В 1967 году на Ту-114 открылось сразу шесть зарубежных линий, связавших столичный аэропорт Шереметьево с городами Нью-Йорк, Монреаль, Токио, Пекин, Дели, Аккра, Браззавиль. Кроме того, японская авиакомпания «Джал» изъявила желание о совместной эксплуатации нашего лайнера на линиях Токио – Москва – Париж, Токио – Москва – Лондон, Токио – Москва – Рим и Токио – Москва – Копенгаген. Для совместной эксплуатации были отобраны четыре самолета: СССР-76464, СССР-76470, СССР-76474 и СССР-76490. На их бортах чуть ниже подоконной полосы была нарисована эмблема «Джал» и надпись Japan Air Lines.

Первый такой трансконтинентальный рейс был совершен 17 апреля 1967 года на машине 76464. С конвейера в подразделения «Аэрофлота» Ту-114 поставлялся в стандартной компоновке на 170 пассажирских мест. Причем впервые в отечественной практике на борту самолета были организованы купе, как в спальном вагоне поезда, с диванами для отдыха, журнальным столиком и торшером на нем.

Однако небывалый рост спроса на пассажирские перевозки заставил Московское транспортное управление ГА в 1969 году отказаться от купе, заменив их обычными креслами. Число мест в самолете таким образом увеличили до 220. В 1968- 1969 годах в Шереметьево в большом количестве стали поступать новые турбореактивные дальнемагистральные самолеты Ил-62, которые постепенно ставились на линии, ранее обслуживаемые Ту-114.

Высвобождаемые 114-е с 1968 года постепенно передавались в Домодедовское ПО, а к лету 1971 года весь парк пассажирских Ту-114 был уже сосредоточен в Домодедове. Спрос на массовые пассажирские перевозки к тому времени вырос настолько, что в летний период приобрести билет на самолет практически на всех направлениях можно было только за 15 дней до вылета. Поэтому дополнительные машины, особенно такой большой вместимости, были как бальзам на раны для Московского транспортного управления, уже начинавшего задыхаться от нехватки пассажиромест в самолетах.

Поэтому уже 30 апреля 1968 года был открыт рейс на Ту-114 по маршруту Домодедово - Ташкент, а 1 октября 1968 года - по маршруту Домодедово - Алма-Ата. 22 июня 1970 года на Ту-114 открыт рейс Домодедово - Анадырь, ранее на этом маршруте работал Ил-18 с двумя посадками в Хатанге и Тикси. Летом 1971 года Ту-114 полетел с пассажирами по маршруту Домодедово - Новосибирск и совершил технический рейс по маршруту Домодедово - Сухуми. Большая беда Ту-114 состояла в том, что на момент его появления на внутрисоюзных линиях в СССР существовало очень мало аэродромов, способных принимать этот замечательный самолет. Поэтому география полетов Ту-114 ограничилась вышеописанными маршрутами, в Анадырь Ту-114 совершил всего несколько рейсов, в августе 1970 года был снят с этого направления, а вместо него снова полетел Ил-18.

Пассажирские перевозки на Ту-114 в Сухуми так и не начались по тем же причинам. К тому же новая техника - Ил-62 - постепенно приходила и в Домодедовское авиапредприятие, появляясь на линиях в Алма-Ату, Ташкент и Хабаровск. К концу 1971 года на Ту-114 выполнялось три ежедневных рейса в Хабаровск, прямые и стыковочные через Хабаровск, с пересадкой в города Владивосток и Южно-Сахалинск на Ту-104 и Ил-18 соответственно, два ежедневных рейса в Новосибирск и один в Ташкент. Первые списания Ту-114 начались уже в 1970 году с «детским» по сегодняшним меркам ресурсом в 11 000-14 000 летных часов.

Летом 1974 года на Ту-114 совершалось девять ежедневных рейсов в Хабаровск, прямых и стыковочных с пересадкой в Хабаровске во Владивосток, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский, один ежедневный рейс в Новосибирск и один ежедневный рейс в Ташкент. 1974 год - последний год массовой пассажирской эксплуатации Ту-114, в 1975 году на нем выполнялось всего шесть, а в 1976 году три рейса с пассажирами в день. В последние годы эксплуатации Ту-114 стали появляться трещины в силовых панелях двигателей, что сразу осложнило главный вопрос - обеспечение безопасности полетов.

Практически всему парку 114-х требовался капитальный ремонт. Ремонт посчитали нецелесообразным, к тому же к 1976 году было построено самолетов Ил-62 в количествах, достаточных, чтобы полностью заменить устаревающий лайнер. И час настал. 17 декабря 1975 года вышло Постановление Совмина № 2757, а затем Приказ МАП № 100 от 11 мая 1976 года о полном списании самолетов этого типа. 2 декабря 1976 года рейсом 31-32 Домодедово – Хабаровск – Домодедово на машине 76 485 была поставлена точка в пассажирской эксплуатации Ту-114.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?