Ракета малозаметна для средств радиолокационного обнаружения и может совершать полет на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью. По свидетельству военных экспертов, она способна преодолевать ПВО вероятного противника.
Ракеты «Брамос» были выбраны индийскими ВМС для оснащения фрегатов проекта 11356 (тип Talwar), построенных в России для индийских ВМС. Сухопутный вариант ракеты, испытанный на полигоне Покхаран, будет поставлен на вооружение через два года. Предполагается, что такими ракетами класса «воздух – земля» будут также вооружаться многоцелевые истребители Су-30 ВВС Индии.
Брахмапутра – Москва
По словам создателей ракеты, средств эффективной обороны от российской ракеты нет ни в одном флоте мира
Напомним вкратце, о чем идет речь и почему принятие на вооружение новой КР вызвало так много шума в российской и индийской прессе. История ракеты PJ-10 BraMos тянется по крайней мере с 1999 года, когда на базе НПО машиностроения (в подмосковном Реутове) совместно с индийской Организацией оборонных исследований (DRDO) было образовано СП Brahmos Aerospace LTD, занявшееся НИОКР по созданию новой противокорабельной ракеты на основе российской ПКР «Яхонт» и ее авиационного варианта «Яхонт-М» (в экспортном варианте «Оникс», военное обозначение в РФ – 3М55).
Для финансирования проекта НПО из российского бюджета в июне и декабре 1999 года было предоставлено два займа в сумме 122,5 и 40,4 млн. долларов. Объем финансирования со стороны Дели неизвестен. Кроме работ по «Брамосу», НПО осуществляло небольшие поставки специмущества в Ливию для модернизации поставленных еще в 1982–1985 годах береговых ракетных комплексов 4К40 «Рубеж» с ракетой П-15М «Термит» (SSC-3 Styx по западной классификации).
Вообще ракета «Яхонт», входящая в состав комплекса П-700, – изделие уникальное. ПКР предназначена для борьбы со сложными целями как против одиночных кораблей среднего класса типа эсминец, так и против авианосных соединений противника.
Одним из основных достоинств этой ракеты считается малый вес (3 тонны) и компактность. Дальность полета ракеты достигает 300 км по комбинированной высотной траектории и 120 км при полете на высотах в диапазоне от 5 до 15 м. Основной участок полета проходит на высоте 15 км. На цель «Яхонт» выводит инерциальная навигационная система согласно данным, введенным еще до пуска. В заранее рассчитанной точке траектории происходит кратковременное включение системы самонаведения ракеты (25–80 км), которая точно определяет местоположение цели.
Следующий раз система самонаведения включится после резкого снижения до высоты 5–15 м в момент выхода ракеты из-под радиогоризонта. Конструкторы ПКР допускают, что на дистанции в 300 км противник обнаружит пуск ракеты и примет меры к ее уничтожению. Но благодаря «глухоте» к активным радиоэлектронным помехам, скорости 750 м/с и сложным тактическим маневрам, выполняемым в полете, ПКР «Яхонт» все равно достигнет цели.
По словам создателей ракеты, средств эффективной обороны от российской ракеты нет ни в одном флоте мира. Кроме того, существуют варианты ракеты для применения по наземным целям как с кораблей и ПЛ, так и с мобильных пусковых установок на шасси высокой проходимости. Сейчас идет формирование двух полков таких ракет.
Сердце заказчика склонно к измене
Сам факт наличия в составе индийских вооруженных сил подобных ракет «третьего тысячелетия» заметно остужает излишне горячие головы в пакистанском Генштабе |
Собственно, благодаря тому, что разработка «Яхонта» (а «Брамос» – не что иное, как почти точная его копия) началась еще во времена СССР, испытания первого летного образца прошли довольно быстро: первый успешный пуск был осуществлен в июне 2001 года на полигоне Чандипур, штат Орисса. А по ускоренным российско-индийским планам поступление ракеты на вооружение ВС Индии готовилось на конец 2003 года.
Однако индийская сторона вдруг начала менять свои планы и предъявлять конструкторам все новые и новые требования: то замену российской системы управления на индийскую, то установку израильской системы борьбы с активными помехами. Это вызвало непонимание Москвы и ряд резких заявлений в сторону Дели. Так, 1 декабря 2004 года, находясь с визитом в Индии, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: «Я бы чепчик в воздух по поводу этого проекта не бросал. Пока это мертворожденное дитя».
Иванов отметил, что совместной кооперацией планировалось создать порядка 360-370 подобных ракетных комплексов. «После они должны поставляться на экспорт. Пока никому ничего не поставлено», – сказал министр. Не раз к ходу работ по комплексу проявлял внимание и президент РФ Владимир Путин.
Еще более тревожная тенденция проявилась на прошлогодней выставке «Дефенс-2005». Среди образцов – как уже сданные на вооружение ракеты морского базирования, так и разрабатываемые комплексы для сухопутных войск и авиации. И все бы хорошо, но российских специалистов очень удивило, что речь идет об установке на российский истребитель Су-30 аж трех таких ракет! Пока лишь ведутся переговоры о модернизации этого самолета для размещения на нем лишь двух PJ-10, и не ясно, чем они закончатся, а крупный макет Су-30 с тремя ракетами уже «парит» на стенде «Брамоса».
Специалисты акционерной холдинговой компании «Сухой» говорят, что потребуется усиление крыла, а это вам не прицел поменять. Но упомянутый макет, как сказал содиректор компании «Брамос» с российской стороны Александр Максичев, уже демонстрировался в Сингапуре, Малайзии, Южной Африке, ОАЭ, Чили. То есть индийская сторона, считают российские эксперты, бежит впереди паровоза, используя при этом российскую символику на ракете.
Пока нет конкретных договоров, следовало бы воздержаться даже от обнародования своих планов. Тем более что головной по ракете является российская сторона, головной по комплексам и системе управления огнем – индийская. Не меньшее любопытство и удивление вызвали планы индусов поставить ракеты «Брамос» на атомные подводные лодки.
Во всяком случае, такое изображение есть на рекламном плакате фирмы. Своих таких лодок у Индии пока нет, но зато есть программа их создания. Интересно, что старт ракет предполагается вертикальным – именно так, в отличие от горизонтально выбрасываемых торпед, стартуют ракеты с ядерным боезарядом.
Сам факт наличия в составе индийских вооруженных сил подобных ракет «третьего тысячелетия» заметно остужает излишне горячие головы в пакистанском Генштабе. Это отметил в ходе недавнего визита и президент Республики Индия доктор Авул Калам, проведший ряд встреч с российским руководством, посетивший конструкторское бюро «Сухой» и НПО «Машиностроение». Однако амбициозные планы Дели по превращению страны из региональной в мировую сверхдержаву (особенно учитывая наметившиеся военные контакты с США) не могут не вызывать озабоченности со стороны Кремля.