По итогам обсуждения было принято два решения: направить обращение президенту и еще не раз вернуться к этой животрепещущей теме. Видимо, результата обращений придется достаточно долго ждать.
Убийца с той стороны экрана
Надо ставить вопрос о выселении игровых комплексов за рамки социума – пусть государство защищает своих граждан
Открыла заседание комиссии директор Центра коммуникативных исследований РАН Наталья Маркова. По данным центра, на сегодняшний день в России 16 миллионов 646 тысяч человек имеют персональные компьютеры и более 55% пользователей используют его исключительно для игр.
Из любителей поиграть 35% – молодые россияне (от 10 до 19 лет), из них каждый четвертый проводит за компьютером больше 20 часов в неделю, а около 700 тысяч по-настоящему зависимы от компьютера – они проводят перед экраном от 20 до 50 часов.
«Игры ли это вообще?» – спрашивала Маркова и тут же напоминала, что игру человек может начать и закончить когда хочет, а компьютерные игры составлены с помощью психологических алгоритмов, которые удерживают игрока у экрана.
Кроме того, в большинстве игр очки начисляются за убийства, нападения на стражей порядка, даже за торговлю наркотиками, что формирует у молодых россиян определенные взгляды на жизнь.
С компьютерных игр Маркова переключилась на «одноруких бандитов» – игровые автоматы. Здесь, по ее мнению, работает та же схема психологических алгоритмов, базирующихся еще на знаменитых работах академика Павлова о рефлексах. У игрока на уровне подсознания формируется определенный тип поведения, именно поэтому люди могут проиграть по пять рублей всю свою зарплату или даже квартиру.
«Надо ставить вопрос о выселении игровых комплексов за рамки социума – пусть государство защищает своих граждан. Иначе оно должно быть готово принять поколение насильников и убийц, выросших за экранами компьютеров», – подчеркнула Маркова. В отношении компьютерных игр она предложила ввести в законодательном порядке дополнительные маркировки игр по возрастному цензу и строго карать за продажу игр «до 16» детям, не достигшим этого возраста.
Президенту – оригинал, думе – копию
Александр Калягин |
Обсуждение возможных мер пресечения дальнейшего распространения различных форм лудомании проходило достаточно бурно. Писатель Дмитрий Липскеров напомнил, что на компьютерных играх есть пометки о возрастном ограничении, вот только около 80% дисков являются контрафактной продукцией, а пираты ничего на обложках не пишут.
Важнее выяснить, почему люди так массово уходят в виртуальное пространство из реальности, отметил Липскеров. Карен Шахназаров, взявший слово сразу после коллеги, был намного категоричнее: игровой бизнес в городах необходимо запретить, а игры подвергнуть строгой цензуре. Он подчеркнул, что когда речь заходит о насилии в играх, это нужно четко отделить от вопроса «возможно ли насилие в искусстве», поскольку игры – это бизнес.
«В Москве минимум 60 казино, и полстраны едет сюда играть. Не будет этих игровых центров – автоматически решаться вопросы с пробками», – заявил Шахназаров. Липскеров возразил, что запрет – это порочная практика, поскольку запретный плод станет привлекательней в несколько раз, и это только привлечет дополнительных игроков.
Кроме того, убирая в приказном порядке такой крупный сегмент общественной жизни, надо хотя бы приблизительно представлять, что люди будут делать вместо этого.
Полемика между мэтрами литературы и кино становилась все более напряженной, и унять страсти смог только сам председатель комиссии Александр Калягин.
Подытожив сказанное, он заявил, что члены комиссии напишут обращение к власти, в котором изложат свои позиции, и попросят как можно скорее разработать соответствующие поправки к существующему законодательству с учетом их мнений.
В перерыве Александр Калягин озабоченно спросил у Карена Шахназарова: «Как ты думаешь, куда обращение-то посылать? В Госдуму?» – «Нет, я думаю, лучше так: обращение – Путину, а копию – в Госдуму. Больше толку будет», – ответил господин Шахназаров.