Как подчеркнула Швецова, реформы и в медицине, и в образовании нужно проводить аккуратно, чтобы избежать возможных негативных последствий.
Удалось изыскать
Несмотря на то что коммерческих детских садов в Москве хватает, всего 1% жителей столицы воспользовались их услугами
Каждый второй рубль, заработанный москвичами, тратится на решение социальных проблем. В 2005 году на здравоохранение из московского бюджета было выделено 76,8 млрд. рублей, а в текущем году ожидается увеличение расходов на 15%. Однако проблемы возникают даже тогда, когда выделенные средства нужно распределить между осчастливленными категориями медицинских работников, и проблемы эти носят нравственный характер.
С кадрами в столичном здравоохранении большой недобор – не хватает простых участковых врачей, многие из работающих подошли к пенсионному возрасту, а молодых сотрудников мало. А ситуация, когда медсестрам и врачам подняли зарплату, а всем остальным – нет, неизбежно вызывает ощущение дискриминации по признакам, непонятным даже в среде врачей.
Как отметила Швецова, надбавки обходили дома престарелых, дома-интернаты и даже школы, – на сегодняшний день в половине московских школ нет медицинских работников, хотя школа фактически тоже является большим участком с огромным количеством потенциальных пациентов.
Эту проблему власти города начали решать в августе 2005 года, когда бюджет города был уже практически сверстан. В результате удалось изыскать 7 млрд. рублей, чтобы повысить зарплату всем остальным медицинским работникам – сначала на 20%, в мае 2006 года – на 15%, и в сентябре 2006-го повысят еще на 15%.
Тришкин бюджет
Министр образования и науки Андрей Фурсенко (фото: ИТАР-ТАСС) |
Национальный проект по образованию тоже реализуется с большим количеством оговорок. То, что классным руководителям решили добавить денег, – хорошо, но остальные учителя могли негативно воспринять этот шаг, как и врачи в аналогичной ситуации. Еще один щекотливый момент заключается в термине, который используется в тексте национального проекта.
Как отметила Людмила Швецова, министр образования Фурсенко согласился с предложением Министерства финансов и вместо термина «образовательное учреждение» был использован другой – «общеобразовательная школа». Разница на первый взгляд небольшая, однако даже в столице находится большое количество альтернативных образовательных учреждений – лицеев, гимназий, – которые из-за этой формулировки оказались вне зоны действия национального проекта и денег не получили.
К чести московского правительства, проблему решили следующим образом: деньги стали выплачивать всем, хотя для этого из бюджета города пришлось достать 27 млрд. рублей. «Пришлось понемногу отрезать от других инвестиционных проектов – сами по себе деньги не возникли. Мы решили, что впоследствии федеральный бюджет возместит нам потраченные средства, и, судя по реакции президента, он одобрил нашу инициативу», – заявила Швецова.
При этом она подчеркнула, что реформы и в медицине, и в образовании нужно проводить аккуратно, чтобы избежать возможных негативных последствий. В качестве примера она привела коммерциализацию аптек или детских садов – хорошо, что у обеспеченных москвичей появилась возможность пользоваться этими услугами, но государственный сектор должен быть большим, с соответствующим финансированием из федеральных средств, поскольку многие просто не смогут позволить себе воспользоваться новшествами.
15% москвичей до сих пор не могут добраться до черты прожиточного минимума, хотя и в этой области есть прогресс – полтора года назад их число составляло 24%. «Несмотря на то что коммерческих детских садов в Москве хватает, всего 1% жителей столицы воспользовались их услугами, – этот пример наглядно подтверждает необходимость государственных учреждений такого рода», – отметила Швецова.