Между тем у Делла нет даже диплома о высшем образовании. Он, в отличие от Билла Гейтса, который бросил Гарвард, но затем все же окончил университет, так и не нашел времени на серьезную учебу.
Отец Майкла
Основателю компании Dell Майклу Деллу сейчас 41 год, и он входит в пятерку самых богатых людей Соединенных Штатов
Речь идет об анонсированном компьютере XPS 600 Renegade, который будет оснащен по самому последнему слову техники и предназначен в основном для игр. На нем будут идти без исключения все подобные программы, что обеспечит соответствующий процессор, наличие 2 ГБ оперативной памяти и целых четыре видеокарты GeForce 7900.
Dell заявила о том, что за звуковое сопровождение игр, которые будут запускаться на Renegade, отвечать будет саунд-карта SoundBlaster X-Fi Fatal1ty. В комплекте к суперкомпьютеру будет поставляться 30-дюймовый монитор 3007WFP. Все это удовольствие обойдется потребителю в 9 тыс. 930 долларов. Впрочем, есть и бюджетные версии. Они будут доступны по цене 1,5–2 тыс. долларов в зависимости от комплектации.
Основателю компании Dell Майклу Деллу сейчас 41 год, и он входит в пятерку самых богатых людей Соединенных Штатов с состоянием около 18 млрд. долларов, по оценке Forbes. Dell Computer владеет заводами по производству компьютеров, офисами, домами и прочей недвижимостью во многих уголках планеты. Между тем у Делла нет даже диплома о высшем образовании. Он, в отличие от Билла Гейтса, который бросил Гарвард, но затем все же окончил университет, так и не нашел времени на серьезную учебу.
Майкл родился в Хьюстоне 23 февраля 1965 года в семье, не имевшей отношения ни к компьютерам, ни к каким-либо технологиям. Более того, его родители не были даже предпринимателями. Отец Майкла, Александр, работал ортодонтом, и это приносило ему неплохой доход. Его заработки вкупе с доходом его жены Лоррейн, работавшей брокером, даже позволили семье немного разбогатеть и прочно утвердиться в среднем классе. Родители настойчиво советовали Майклу пойти по их стопам и заняться чем-то серьезным, например медициной.
Бесплатная подписка
В то время в моду стремительно входили персональные компьютеры IBM, однако за них брали неоправданно высокие деньги из-за платы дилерам |
В 8 лет будущий миллиардер решил получить заочное среднее образование, пропустив старшие классы, поскольку, по убеждениям мальчика, в жизни было гораздо больше интересных перспектив, нежели учеба в школе. Спустя несколько лет Делла посетила другая хорошая идея – торговать марками, размещая рекламные объявления в филателистических журналах. На заработанные деньги он немедленно приобрел свой первый персональный компьютер, который тут же разобрал, чтобы посмотреть, как он устроен.
Идеи Делла все ближе подводили его к тому, чем он займется с наибольшим успехом, – к компьютерам. В школе он решил заработать, продавая подписку на городскую газету. К тому моменту он уже четко сформулировал свое жизненное кредо: «Не так важно, что ты продаешь, важно то, как ты это делаешь».
Он не стал ходить от двери к двери. Ему пришло в голову, что молодожены – идеальный объект для его прямого маркетинга. Он нанял мальчишек, которые доставали для него адреса новобрачных. Майкл заносил их в свой компьютер и посылал каждой паре персональное, а не типовое письмо, предлагая в качестве свадебного подарка бесплатную подписку на две недели. Таким образом Делл заработал около 18 тыс. долларов и купил ВМW.
Родители все же гнули свою линию, и вскоре Майкл записался на биологический факультет Техасского государственного университета. В то время в моду стремительно входили персональные компьютеры IBM, однако за них брали неоправданно высокие деньги из-за платы дилерам. Делл трезво оценил ситуацию и подумал: почему бы не продавать машины с фабрики прямо конечному пользователю?
В своей комнате в студенческом общежитии, превращенной в импровизированную мастерскую, Майкл модифицировал готовые компьютеры IBM, присоединяя к ним дополнительные комплектующие (или, наоборот, что-то убирая). После чего поместил в газетах рекламу, предлагая свои «оптимизированные» устройства по цене на 15% ниже розничной. Вскоре он уже с успехом продавал компьютеры бизнесменам, врачам и юридическим фирмам. Складом служил багажник его ВМW.
Реклама на коробке из-под пиццы
На свои продукты Делл гарантировал мгновенный сервис на следующий день после поломки и внедрил круглосуточную бесплатную линию поддержки для пользователей (фото: Reuters) |
Тут-то Деллу пришла в голову идея конкурировать с самой IBM. Тогда задумка казалась безумной – соперничать с компанией с многомиллионным оборотом могли лишь такие же компании, и то далеко не все. Бросив учебу и вернувшись домой, Делл рискнул всеми сбережениями и основал Dell Computer Соrр. Это случилось 3 мая 1984 года, когда ему было всего 19 лет.
Майкл арендовал маленький офис и нанял менеджера, который занимался финансами и администрированием. Первый рекламный эскиз Dell Computer Майкл сделал на пустой коробке из-под пиццы. Приятель скопировал его на бумагу и отнес в газету.
Делл по-прежнему специализировался на прямом маркетинге компьютеров IВМ, к которым он добавлял те комплектующие, которые были модны среди пользователей на данный момент. По мере появления заказов Делл искал нужные запчасти для оборудования каждой машины. В результате за первый месяц работы продажи достигли 180 тыс. долларов, за второй – уже 265 тысяч.
Спустя год Dell продает уже тысячу компьютеров в месяц, нанимает все новых сотрудников, но части по-прежнему заказываются по мере необходимости, норма прибыли все растет. А гиганты бизнеса по-прежнему не обращают на Dell никакого внимания, не боясь конкуренции со стороны небольшого «кустарного» производства.
Но у Делла, помимо конфигурации и цены, были другие преимущества. Во-первых, в отличие от других тогдашних производителей, Майкл давал своим покупателям гарантию возврата денег. Во-вторых, на свои продукты Делл гарантировал мгновенный сервис на следующий день после поломки и внедрил круглосуточную бесплатную линию поддержки для пользователей, чтобы они смогли поговорить непосредственно с компьютерными специалистами.
В-третьих, постоянный телефонный контакт давал Деллу постоянное представление о нуждах пользователей. «Мои конкуренты разрабатывали продукты, а потом говорили пользователям, что им нужно, вместо того чтобы сначала понять, что нужно рынку, а затем уже производить», – вспоминает глава корпорации Dell.
Жена и четверо детей
К тому времени, как Делл должен был бы закончить колледж, его компания отказалась от продаж IBM и начала раскрутку собственной продукции. Сам Делл объясняет причины перехода так: «Мне было совершенно ясно, что нам надо меняться, учиться массе других вещей. Я знал, что надо было менять оборудование, расширять штат, нанять классных высокооплачиваемых менеджеров. Это было очевидно для меня». Без сомнения, Майкл Делл чувствовал веяния времени и умел применить их в предпринимательской деятельности.
Заводы Dell в начале 90-х представляли собой любопытное зрелище – в них не было никакого склада. С одной стороны на завод въезжали грузовики с комплектующими и вносились бланки именных заказов, с другой стороны отъезжали фуры с готовыми протестированными компьютерами, уже снабженными программным обеспечением. «Главное в мелочах», – считает Делл. С тех пор дела у компании шли только в гору.
Сейчас Делл также является крупнейшим акционером MSD Capital, владеющей крупной недвижимостью, в том числе отелем Four Seasons на Гавайях, множеством ресторанов по всему миру. Убежденный республиканец, Майкл также является советником президента Буша по науке и технологиям. Женат, у него четверо детей. Его жена Сьюзан создала собственный модный бренд Phi, который продается в бутиках Neiman Marcus.
Когда в компании Dell Computer работали три человека и сидели в одной крохотной комнатушке, Делл делился с друзьями мечтой стать самым большим производителем компьютеров в мире. И слышал в ответ, что это нереально. Однако вся его судьба явилась прямым доказательством обратного.