Общество

6 декабря 2006, 21:07

Россия закупит новые учебные самолеты

Фото: airliners.net

По окончании программы летных испытаний ВВС России закупят до 60 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 - заявил во вторник главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов. По его словам, к настоящему времени «завершен первый этап государственных испытаний самолета Як-130, второй этап начнут выполнять два имеющихся самолета». «Сейчас проводится наземная часть испытаний. Все построенные самолеты приступают к интенсивным летным испытаниям. Предварительное заключение о летных испытаниях мы получим не позднее, чем 1 марта будущего года», - сказал главком.

Таким образом, после закупки установочной серии из 12 машин (срок поставки – до конца 2007 года) закупки УБС Як-130 будут продолжены. Предполагается, что самолеты начнут поступать в войска (прежде всего – в Центр боевого применения и переучивания летного состава, а затем и в военные училища) в начале 2008 года. По словам представителя Министерства обороны РФ, перед ВВС поставлена задача сформировать учебный полк на новых самолетах не позднее 2012 года.

И учебный, и боевой

Требования российского заказчика и иностранных клиентов принципиально отличались: ВВС России не принимали машину с импортными комплектующими

Говоря о дальнейшей реализации проекта, генерал Михайлов отметил, что происшедшая в июле 2006 года авария Як-130 «не сдвинула сроки поставки самолетов этого типа». Напомним, что официальное расследование аварии второго прототипа Як-130 которая произошла 26 июля под Рязанью показала, что причиной крушения был сбой элктрокомандной системы управления по всем трем каналам. В настоящее время по требованию ВВС проведены дополнительные испытания отказавших систем, показавших после доработок высокую надежность.

«В Нижнем Новгороде на авиазаводе «Сокол» разворачивается производство Як-130 для ВВС, которые в ближайшие годы планируют приобрести около 60 машин, на Иркутском авиапредприятии будут выпускаться самолеты для зарубежных заказчиков, - сказал главком. - Запланирован темп выпуска самолетов в Нижнем Новгороде до восьми машин в год, а в Иркутске - около 15-20».

Принятое решение – важный этап в строительстве российских ВВС. Фактически впервые за многие годы на вооружение поступит новый тип самолета в значительных количествах. Показательно, что это будет универсальная «летающая парта», пригодная как для отработки навыков пилотирования (учебно-тренировочный вариант, УТС), так и боевого применения (учебно-боевой, УБС). Кроме того, за счет совершенного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и широкой номенклатуры подвесного вооружения (в этом УБС практически не уступает самолетам поколений «4/4+»), Як-130 способен эффективно решать широкий круг боевых задач в условиях вооруженных конфликтов малой интенсивности. Если с поддержанием боеготовности истребительной авиации российские ВВС худо-бедно справляются (увы, пока в основном только за счет модернизации, последний истребитель Су-27П был куплен в 1996 году), то с парком машин для подготовки пилотов дела обстоят совсем плохо.

В рамках «социалистической кооперации»

Aero L-39ZA Albatros

Дело в том, что основу парка самолетов повышенной летной подготовки в России (да и прочих постсоветских странах) составляют реактивные самолеты производства чешской фирмы Aero Vodohody двух типов: L-29 «Дельфин» разработки конча 50-х годов XX века, и L-39 «Альбатрос» находившийся в производстве с начала 70-х.

Эти машины появились на свет как стандартные УТС/УБС стран Варшавского договора в рамках «социалистической кооперации», при этом СССР отказался от производства собственных самолетов аналогичного класса Як-30/Як-32. Если с задачами летной подготовки пара «Дельфин» - «Альбатрос» справлялась довольно успешно, то отработка боевых навыков на этих самолетах была затруднена в силу «урезанного» состава БРЭО и мизерной боевой нагрузки.

Чехи пытались создать на базе L-39 УБС и легкий штурмовик (самолеты L-39ZO/ZA даже ограниченно применялись ВВС Ирака в войне с Ираном), однако командование ВВС СССР довольно скромные показатели этих самолетов не устроили. Отработку боевого применения пришлось вести прямо в частях, на двухместных модификациях боевых машин. Такие методы учебы влетали в копеечку: мало того, что приходилось разрабатывать и строить учебные версии боевых самолетов, да еще и эксплуатация «спарок» стоила столько же (если не дороже), чем эксплуатация боевых самолетов. К тому же, с приходом самолетов четвертого поколения, обладающих принципиально иными характеристиками энерговооруженности, маневренности и управляемости, летные характеристики старых самолетов перестали устраивать военных.

Сложилась нетерпимая ситуация: в училище летчик готовился на одном самолете, а в войсках ему приходилось осваивать принципиально иной, имеющий мало общего с учебным. В июле 1992 г. научно-технический комитет ВВС подвел итоги конкурса аванпроектов учебно-тренировочных авиационных комплексов, и в конце того же года с ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ им. А.И. Микояна были заключены договоры на разработку на конкурсных условиях и сравнительные испытания двух типов УТС. Однако финансирование этих работ со стороны МО России, пришедшихся на самое неблагоприятное для экономической ситуации в стране время, оставляло желать лучшего. Поэтому оба разработчика начали поиск за рубежных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов разрабатываемых УТС.

Як-130: Made in Italy

Aero L-39C Albatros

Проект МиГ-АТ привлек внимание французов, которые предложили комплектовать его двигателями Larzac 04R-20 компании Turbomeca и авионикой фирмы Thompson. Проект УТС-Як заинтересовал итальянскую фирму Aermacchi. Совместный проект ОКБ им. А.С. Яковлева и итальянской фирмы Aermacchi получил название Як/АЕМ-130. Первый опытный самолет-демонстратор, построенный в результате сотрудничества ОКБ им. А.С. Яковлева и фирмы , был назван Як-130Д. Он дебютировал в июне 1995 г. на авиасалоне Ле-Бурже во Франции, а в воздух впервые поднялся 25 апреля 1996 г. В качестве силовой установки самолета-демонстратора были выбраны два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-35 (ДВ-2С) тягой по 2200 кгс, являющихся модификацией ТРДД ДВ-2 словацкого производства, разработанного ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко.

Создание модификации ДВ-2С, адаптированной для применения на самолете Як-130Д, осуществлялось на санкт-петербургском Заводе им. В.Я. Климова. Всего в ходе летных испытаний, проводившихся в России и Италии, на Як-130Д было выполнено около 450 полетов. Основной их объем был завершен в 2002 г. К этому времени уже было решено дальнейшее развитие совместной российско- итальянской программы Як/АЕМ-130 вести двумя хоть и связанными, но все же независимыми «национальными» путями.

Это объяснялось тем, что требования российского заказчика и иностранных клиентов принципиально отличались: ВВС России не принимали машину с импортными комплектующими, а итальянцы - с системами, изготовленными в странах СНГ. Поэтому решили разработать совместную документацию - так называемую базовую версию самолета, по которой каждая из сторон сможет делать свою национальную версию Як/АЕМ-130. ОКБ им. А.С. Яковлева отдало часть прав по самолету фирме Aermacchi, при этом у него появились средства, без которых собственную российскую программу пришлось бы прекратить вовсе. Одновременно правительство РФ решило вопрос погашения государственного долга перед итальянской стороной. Таким образом был решен вопрос о финансировании российской версии самолета Як-130.

Окончательное разделение российской и итальянской программ состоялось в конце 1999 г. На основе полученной от ОКБ им. А.С. Яковлева документации итальянцы приступили к разработке и постройке собственного учебно-тренировочного самолета М.346, а сами яковлевцы продолжили работы по созданию учебно-боевого самолета Як-130для ВВС России.

«Русифицированная» версия Як-130 имеет ряд серьезных отличий от самолета-демонстратора Як-130Д. В первую очередь это связано с изменением самого назначения самолета: Як-130 превратился из учебно-тренировочного в учебно-боевой. Заметно изменилась носовая часть фюзеляжа, которая теперь предполагает возможность установки бортовой РЛС.

На концах крыла появились дополнительные пилоны для подвески ракет «воздух-воздух» ближнего боя или контейнеров со средствами радиоэлектронного противодействия.

В целом конфигурация серийных самолетов существенно оптимизирована. Важным отличием серийных Як-130 от Як-130Д является также использование на них новых двигателей АИ-222-25 тягой по 2500 кгс, разработанных ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко. Их серийное производство осваивается на ММПП «Салют» (Москва) в кооперации с ОАО «Мотор Сiч» (Запорожье). Кроме того, на серийных Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое БРЭО. Концепция учебно-боевого самолета предусматривает наличие на Як-130 вооружения общей массой до 3000 кг и возможность моделирования различных боевых самолетов с точки зрения боевого применения. Летные испытания Як-130 в серийной конфигурации ведутся с весны 2004 г.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ВСУ начали подтягивать резервы в район Часова Яра
Темы дня

Из трех вариантов «плана Трампа по Украине» России подходят два

Журналисты и политологи по всему миру гадают, каким может быть «план Дональда Трампа по урегулированию конфликта на Украине», которым он регулярно хвастается, однако никому не показывает. В основном обсуждается один из трех сценариев. Но есть еще и четвертый, наиболее вероятный.

Марин Ле Пен защитила ядерное оружие от Макрона

Новым поводом для конфликта между президентом Эммануэлем Макроном и остальными французами стала судьба французского ядерного оружия. Макрон хочет сделать его как бы общим для ЕС, чтобы сдерживать Россию. Идею приняли в штыки, а самый громкий голос принадлежит лидеру самой популярной партии – Марин Ле Пен. Она объяснила, чем это грозит.

НАСА назвало Шепарда первым космонавтом

Россия будет воспринимать самолеты F-16 на Украине как носителей ядерного оружия

Актрисе Ильюхиной отказали в роли повзрослевшей Маши из «Ворониных»

Новости

Во Владивостоке арестован американский солдат

Американского солдата Гордона Блэка, задержанного во Владивостоке, отправили под стражу по обвинению в краже, сообщила пресс-секретарь Приморского краевого суда Елена Оленева.

Китайские хакеры взломали систему Минобороны Британии

Китайские хакеры взломали систему министерства обороны Великобритании, получив доступ к данным военнослужащих.

Миссия Украины в ООН предприняла попытку сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке

Постпредство Украины при ООН в Нью-Йорке и консульство страны в этом городе обращались в местную мэрию с целью сорвать акцию в память о погибших в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

США решили признать Путина следующим президентом России

Соединенные Штаты не будут представлены на церемонии инаугурации президента России Владимира Путина, но признают его российским лидером, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер.

Госдеп США отреагировал на объявление о ядерных учениях России

Вашингтон не видит повода корректировать готовность своих ядерных сил, заявили в Госдепартаменте США после объявления Москвой ракетных учений.

Си Цзиньпин твердо ответил на требования Макрона надавить на Россию

Стремление французского президента Эммануэля Макрона убедить председателя Китая Си Цзиньпина «надавить» на Россию по украинскому вопросу не привело к ощутимым результатам, пишет The New York Times.

Аэропорты Москвы сообщили о штатной работе в снегопад с дождем

Аэропорты Домодедово и Жуковский 7 мая работали в штатном режиме, несмотря на снегопад с дождем в Москве, сообщили представители воздушных гаваней.

ВСУ начали подтягивать резервы в район Часова Яра

Киев стягивает резервы в Константиновку для усиления флангов украинской группировки в районе Часова Яра, сообщил подполковник ЛНР в отставке Андрей Марочко.

На убитом в ЛНР наемнике ВСУ найден шеврон с французским флагом

На одном из тел в захваченном силами Вооруженных сил России опорном пункте под Белогоровкой в ЛНР были обнаружены шевроны, в том числе с изображением флага Франции. Об этом свидетельствует видеозапись осмотра.

Минобороны получило партию модернизированных БМП-3

«Курганмашзавод», входящий в холдинг «Высокоточные комплексы» Ростеха, поставил Министерству обороны России новую партию военной техники, модернизированной с учетом опыта СВО, сообщили в пресс-службе госкорпорации.

Израиль нанес удары по городу Рафах в секторе Газа на границе с Египтом

В результате ударов Израиля по городу Рафах на юге сектора Газа погибли пять человек, еще несколько получили ранения. Об этом сообщили в администрации больницы в Рафахе.

Одного из руководителей госохраны Украины заподозрили в госизмене

Начальник департамента управления государственной охраны Украины, отвечающего за безопасность высших должностных лиц страны, полковник Андрей Гук задержан по подозрению в госизмене.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?