По словам представителя службы общественных связей РВСН, личный состав дивизиона прошел подготовку в учебном центре РВСН в Плесецке (Архангельская область). Планируется, что мобильные и стационарные комплексы «Тополь-М» станут основой боевого состава РВСН после того, как с боевого дежурства будут сняты выслужившие установленные и продленные сроки службы ракетные комплексы РС-12М «Тополь», РС-18 (УР-100Н) и РС-20 (по западной классификации SS-25 Sickle, SS-19 Stylet и SS-18 Satan соответственно).
Напомним, что у России уже есть 42 комплекса «Тополь-М» в шахтном варианте. Как сказал министр обороны России Сергей Иванов 4 декабря на заседании правительства, на котором присутствовал президент страны, они идут на замену таких же комплексов «Тополь», но куда более мобильны, современны, способны преодолевать эшелонированные системы противоракетной обороны, в будущем составят основу РВСН.
«Я должен посмотреть это на месте», – сказал Путин. «Хорошо, организуем», – пообещал президенту Иванов. Очевидно, что руководство страны придает большое значение новому комплексу. Предполагается, что после окончательного развертывания общая группировка мобильных пусковых установок МБР «Тополь-М» достигнет 350 единиц. Еще 270 ракет займут места в пусковых шахтах.
«Тополь-М»: вопросы истории
Согласно существовавшей в СССР практике носитель принимался на вооружение после 15–20 стартов
В истории создания самого совершенного российского стратегического комплекса по понятным причинам нет и в ближайшие годы скорее всего не будет полной ясности. Достоверно известно о нем лишь два факта: название головной организации-разработчика – Московский институт теплотехники и имя генерального конструктора – Борис Лагутин. Дальше начинаются разночтения.
Так, не совсем понятно, сколько испытательных пусков ракеты было проведено перед принятием ее на вооружение. Согласно существовавшей в СССР практике носитель принимался на вооружение после 15–20 стартов. Необходимо отметить, что первоначально предполагалось проведение 6 испытаний ракеты РС-12М2. Информация о количестве запланированных испытаний была открыта за два месяца до первого пуска, который состоялся 21 декабря 1994 года.
В день проведения первого испытания (но уже после того, как оно было произведено) появилась новая официальная информация, в которой уже говорилось о 5–6 испытательных пусках. После проведения второго пуска, который многие эксперты считали неудачным, было сообщено, что программа испытаний завершится в 1996 году.
Тем не менее следующий, третий испытательный пуск состоялся только в конце июля 1996 года. И он сильно отличался от предыдущих двух. На испытательный полигон были впервые в истории РВСН приглашены журналисты.
Возможно, это было свидетельством неких проблем с ракетой. Хотя официально испытание было объявлено удачным. Появились сведения, что четвертый пуск будет произведен через месяц после третьего. Эта информация давалась со ссылкой на начальника Плесецкого полигона Юрия Гуравлева.
Однако четвертый пуск состоялся только в августе 1997 года и был объявлен военными очень удачным. После него было запланировано поставить первые РК «Тополь-М» на боевое дежурство в конце 1997 года. Тем не менее 23 декабря 1997 года два РК «Тополь-М» шахтного базирования были поставлены на боевое дежурства на базе РВСН в Татищеве.
Еще два комплекса заступили на боевое дежурство в последующие два года. В настоящее время в Ракетных войсках стратегического назначения дежурят пять полков, вооруженных комплексом «Тополь-М» с ШПУ. Согласно имеющейся информации в штате полка числятся 10 пусковых установок.
Избежать перехвата
Пуск ракеты шахтного варианта базирования «Тополь-М» |
Однако после выхода США и России из договора сообщалось о том, что ракету оснастят разделяющимися боеголовками, при этом их количество в разных источниках указывалось от 3 до 9. Вообще все то, что касается этой БЧ, сегодня, вероятно, является самой охраняемой государственной тайной Российской Федерации.
Как известно со слов высших руководителей государства, МБР комплекса «Тополь-М» будет способна преодолевать глубоко эшелонированную ПРО. Причем, согласно некоторым западным концепциям, первый эшелон такой обороны вступает в действие сразу после старта ракеты, когда носитель еще не разогнался до маршевой скорости и не набрал достаточной высоты, а потому довольно уязвим.
Для того чтобы сбивать достаточно крупные баллистические цели в момент старта, американцы среди прочего рассматривают и возможность применения боевого лазера воздушного базирования.
Поэтому разгонные характеристики РС-12М2 значительно улучшены по сравнению с предшественниками: помимо минометного старта (ракета выбрасывается из пусковой установки газами, накопленными в аккумуляторах давления, ее двигатель запускается уже в воздухе) носитель оснащен более мощными разгонными блоками, позволяющими быстрее развивать маршевую скорость.
В дальнейшем перехват МБР возможен либо на активном участке полета (до выключения маршевого двигателя), либо на баллистическом (от выключения двигателя до отделения БЧ).
Благодаря трем усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же ее полет еще и труднопредсказуемым для противника.
У РС-12М2, в отличие от ее предшественницы, отсутствуют решетчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд твердого топлива.
Однако в заявлениях как президента, так и министра обороны страны неоднократно говорилось, что усовершенствованиями носителя дело не ограничится: комплекс будет оснащен уникальной маневрирующей БЧ, делающей невозможным ее перехват даже на баллистическом участке. Что же это за система? По сообщению ряда наблюдателей, в одном из испытательных пусков РС-12М2 впервые была продемонстрирована так называемая технология прямоточного воздушно-реактивного двигателя со сверхзвуковым горением (СПВРД, scramjet).
Вместо того чтобы лететь по обычной баллистической траектории, ракета продолжила полет на высоте 30 км со скоростью около 5 скоростей звука, что является косвенным признаком использования технологии СПВРД. Scramjet – это прямоточный двигатель со сверхзвуковым горением, в котором поток воздуха движется со скоростью больше скорости звука.
Обыкновенный прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД, ramjet) способен функционировать только на меньших скоростях. На данный момент российские исследования в области scramjet, похоже, являются наиболее успешными в мире.
Как бы там ни было, есть люди, для которых в этой истории с полетом РС-12М2 не все ясно. «Есть две возможности добиться таких результатов. Первая – существует вероятность простой модернизации с помощью крыльев, тогда эта технология не нова. Вторая – ramjet-двигатель был запущен на высоте 30 км, когда ракета летела со скоростью около 7 скоростей звука. Так как русские лидируют в ramjet-технологиях, это было бы вполне реальным» – так комментирует испытания Дункан Леннокс из Jane's Strategic Weapon Systems.