Общество

9 ноября 2006, 08:33

Ученые разработали пассажирский самолет будущего

Фото: cybersecurity.ru

Группа британских и американских ученых представила макет нового пассажирского самолета SAX-40, отличающегося необычной аэродинамической схемой. По мнению специалистов, предложенная ими схема «обитаемого летающего крыла» позволит лайнеру расходовать на 35% горючего меньше, чем у современных моделей классической компоновки.

Кроме того, самолет без хвостового оперения с размещением полезной нагрузки в толще крыла будет создавать существенно меньше шума на местности.

Как сообщает ВВС, пассажирский салон SAX-40 рассчитан на 215 пассажиров. В случае если авиакомпании проявят интерес к новому проекту, первый прототип «бесхвостого лайнера» может подняться в небо не ранее 2030 года. Сообщается, что интерес к проекту проявили такие авиастроительные гиганты, как «Боинг», «Эрбас», «Дженерал электрик» и «Роллс-ройс». Некоторые из этих компаний уже вложили средства в перспективную разработку.

Все изобретено до нас

Если авиакомпании проявят интерес новому проекту, первый прототип бесхвостого лайнера может подняться в небо не ранее 2030 года

Если утверждение ветхозаветного пророка о том, что «нет нового под луной», верно, то применительно к авиации оно верно вдвойне. Практически все компоновочные схемы самолетов в виде проектов или более-менее хорошо летающих аппаратов появились в первые 20 лет развития авиации. Впрочем, одним схемам «повезло» больше, другим меньше.

Так случилось и с самолетами, построенными по схеме «летающее крыло», или «бесхвостка». Собственно, название говорит само за себя – такие самолеты, как правило, не имеют хвостового оперения и иных органов управления, кроме тех, что установлены на крыле.

Довольно рано из теории стало известно, что для устойчивого полета самолету не требуется ни стабилизаторов (дополнительных горизонтальных поверхностей), ни киля.

Более того, оперение даже вредно – создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, «отнимает» лишний вес конструкции самолета, не создавая при этом подъемной силы. То же можно сказать и о других элементах конструкции: двигателях, фюзеляже, кабине экипажа.

Однако создать бесхвостый самолет, годный для практического применения, долгое время не удавалось, несмотря на ряд удачных опытов. Пожалуй, более всех преуспели в этом деле братья Хортены, создавшие в 20–40-х годах прошлого века ряд удачных прототипов.

Один из братьев в конце Второй мировой войны даже начал строить на фирме Gothaer Wagonenfabrik прототип реактивного истребителя Go229 для гитлеровских Люфтваффе, но, к счастью, работу не закончил – готовый на 80% самолет стал трофеем американцев.

Осмотрев, почти по наитию, особняк братьев Хортен, американская разведка обнаружила множество любопытных чертежей планеров и расчетов всяких странных конструкций. Это инициировало целенаправленную охоту специальных служб союзников (в том числе и предшественника ЦРУ – Управления стратегических служб под руководством Донована) за выдающимися немецкими конструкторами германских «летающих крыльев».

Братьев удалось найти, а заодно найти и их первый в мире невидимый для радаров реактивный дальний стратегический бомбардировщик, который тут же был вывезен в Соединенные Штаты. Этот трофей достался фирме Northrop, которая пыталась создать американское «летающее крыло».

Военные крылья Джона Нортропа

Гигантский шестимоторный B-36 Peacemaker фирмы Convair

В США находки американской разведки попали в руки Джона Нортропа, который уже несколько лет вел собственные исследования в области «летающих крыльев». Вместе с документами на другой берег Атлантики перекочевали и некоторые германские ученые-аэродинамики. Пожалуй, Нортропу удалось добиться наибольшего успеха в области «бесхвосток».

И успех его был связан с созданием первого по-настоящему межконтинентального стратегического бомбардировщика. В апреле 1941 года ВВС США, желая подстраховаться на случай поражения Англии, решили обзавестись большой дубинкой – самолетом, способным действовать над Европой с американских и канадских баз.

Для реализации в металле было отобрано два проекта: гигантский шестимоторный B-36 Peacemaker фирмы Convair, созданный по обычной схеме, и В-35 – огромное (размах – 55 метров) «летающее крыло» Нортропа. И хотя экзотический В-35 «сделал» «Миротворца» по многим параметрам, в том числе по экономичности и дальности с бомбовой нагрузкой, – победителем, вопреки ожиданиям, был объявлен В-36, который строился в относительно большой серии (B-35 остался в пятнадцати экземплярах, большинство из которых так и не поднялись в воздух).

Помимо прочего, по мнению некоторых американских историков, это случилось еще и потому, что у генералов просто «душа не лежала» к авиаэкзотике. Впрочем, когда Пентагону вновь потребовался «стратег» для замены стареющих В-52, и к тому же малозаметный, строить его поручили все той же фирме Northrop, а консультантом по программе стал сам авиаконструктор, которому к тому времени (1982–1984 гг.) исполнилось уже 92 года. Если сравнивать фотографии В-35 времен последней войны и новейший B-2 Spirit, сомнений не остается: второй есть продолжение идей, заложенных в первом.

Не в этой жизни

Junkers G.38

А как обстояли дела в авиации гражданской? К сожалению, несмотря на все достоинства «летающего крыла», здесь эта схема практически не была востребована, хотя один из ранних патентов пионера германской авиации Хуго Юнкерса представлял собой (пусть и на бумаге) именно такой самолет.

Более того, проекты и реальные прототипы гражданских махин с размещением экипажа и пассажиров в толще крыла существовали и успешно летали, как, например, Junkers G.38 или туполевский АНТ-20 «Максим Горький». Правда, в остальном это были классические машины. Между тем в последние годы в связи с успехами компьютеризированных систем управления летательными аппаратами удалось частично компенсировать один из органических недостатков схемы «летающее крыло» – повышенные потери на балансировку. (Коротко: при действиях рулями у «летающих крыльев» резко возрастает аэродинамическое сопротивление.)

Тем самым появилась возможность наиболее полно использовать все достоинства компоновки. Между тем это не значит, что в обозримом будущем бесхвостые лайнеры займут места у терминалов аэропортов. Причиной тому – достоинства схемы, как обычно, являющиеся ее недостатками. Прежде всего это плотная компоновка узлов и агрегатов такого самолета.

Достоинство – более рациональное использование внутренних объемов лайнера («летающее крыло» возит меньше воздуха). А, с другой стороны, плотное расположение агрегатов затрудняет их техническое обслуживание. Если моторы обычного гражданского самолета доступны для осмотра с невысокой стремянки, то в случае «крыла» техникам придется «копать» куда глубже.

Очевидно, это увеличит время простоя лайнера и расходы на его эксплуатацию. Та же проблема препятствует модернизации самолета. Если на современных машинах, как правило, достаточно снять прежний двигатель с пилона для его замены на более мощный или экономичный, то в случае с «крылом» это превращается в серьезную техническую проблему. Говоря языком специалистов, «модернизационный потенциал» у самолетов необычной схемы будет много ниже.

Пожалуй, одна из областей гражданской авиации, где самолеты необычных схем найдут (и уже находят) свою нишу, – это административная авиация. Кроме того, что VIP-транспорт стареет гораздо медленнее, необычная форма машины может привлечь потенциального клиента как имиджевый предмет, нечто вроде представительского автомобиля, – считают специалисты.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Лавров заявил об отсутствии у Киева готовности к конструктивным переговорам
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Путин: Военным есть чем порадовать граждан насчет результатов в зоне СВО

Во время посещения пункта управления войсками президент России Владимир Путин отметил, что военным есть чем порадовать граждан и отметил успешный ход выполнения задач СВО.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов