Одна из главных особенностей нового проекта – обязательная аккредитация всех компаний, проводящих ТО, в ГИБДД
Талон как валюта
С помощью талона ТО можно будет ставить автомобиль на учет в ГИБДД, не предъявляя сам автомобиль
Проект постановления предусматривает возможность получить талон техобслуживания без предъявления медицинской справки и в любом городе России, вне зависимости от того, где автомобиль зарегистрирован. Кроме того, с помощью талона ТО можно будет ставить автомобиль на учет в ГИБДД, не предъявляя сам автомобиль, то есть процедура проверки номеров двигателя и на угон автоматически упраздняется. Если все эти новшества будут законодательно утверждены, то талон ТО станет более дорогой валютой на территории РФ, чем вездесущий доллар.
Между тем это не все перемены, которые готовит новый документ: в нем прописаны изменения, касающиеся работы компаний, которые проводят инструментальный контроль транспортных средств. На сегодняшний день 76% организаций, которые занимаются инструментальным контролем, принадлежат частным лицам, но цены на предложенные услуги устанавливают не они, а государство. Кроме того, сам список компаний изменяется на конкурсной основе – эти ограничения новый документ также предлагает упразднить.
Но кто же, в таком случае, будет заниматься отбором компаний, достойных проводить инструментальный осмотр? Ответ прост: сама ГИБДД и будет. То есть компания, желающая заниматься этим видом деятельности, должна будет получить аккредитацию в ГИБДД. Представители дорожного ведомства объясняют это необходимостью следить за честной игрой в этом сегменте рынка – появится много новых компаний, претендующих на этот вид деятельности, и будет просто необходимо отсеять недобросовестных предпринимателей. Критерии добросовестности пока не уточняются.
Похожая инициатива по реформации процедуры прохождения ТО уже исходила от депутата Виктора Плескачевского, который подготовил ряд поправок в закон «О безопасности дорожного движения». В поправках тоже шла речь о передаче права проведения ТО частным компаниям, но при этом ГИБДД утрачивала всякое отношение к данной процедуре. А вот компании-правопреемники награждались высокой ответственностью, как материальной, так и уголовной, за ошибки в своей работе. Такие ошибки могут стоить водителю жизни, и уголовная ответственность должна была уравновесить желание служащего передать талон ТО без осмотра в обмен на несколько сотен долларов.
Оба проекта поправок сошлись в одном – необходимо исключить возможность проведения ТО на автосервисах, так как они могут получить монополию на устранение неисправностей, которые вскрываются в процессе ТО. Впрочем, в ГИБДД предложили сделать исключение для крупных автодилеров – предполагается, что талон ТО можно будет получить прямо в автосалоне, причем не только при покупке нового автомобиля, но и при обслуживании б/у автомобилей.
Право на проверку
Одна из главных особенностей нового проекта – обязательная аккредитация всех компаний, проводящих ТО, в ГИБДД |
Лысаков подчеркнул, что представленная новая система несколько напоминает систему сетевой торговли – с одной стороны, прерогатива выдавать ТО отойдет в руки частного бизнеса, с другой – чтобы реализовать свое право, нужно будет аккредитоваться в ГИБДД, так что договор работы на взаимовыгодных условиях неизбежен. «Интересна и оговорка в отношении «крупных компаний». С одной стороны, это установка единых расценок на нелегальную покупку талонов, которая, разумеется, не прекратится, с другой - это убирает криминальную составляющую, связанную с дачей взятки, непосредственно от сотрудников ГИБДД», - заметил Лысаков.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин согласен со своим коллегой: хорошо бы отстранить представителей ГИБДД от процедуры ТО, но этого никогда не произойдет. «Право на проверку ТО давно пора передать в руки квалифицированных специалистов – я сомневаюсь, что все те, кто сейчас занимается этим в ГИБДД, являются действительно грамотными специалистами», – сообщил Травин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
«Их забота – регистрационные номера проверять. Но будьте спокойны, от предъявления медицинской справки мы никуда не уйдем, да и от присутствия ГИБДД при прохождении ТО – явного или косвенного – тоже. Никто добровольно не откажется от бизнеса, который приносит около 70 миллиардов рублей в год», - подчеркнул правозащитник.