Нет, не существует. И русский мат не стоит связывать только с Россией – это понятие настолько широкое и древнее, что истоки его нужно искать, как считают филологи, едва ли не до Крещения Руси.
В начале июля народный депутат Украины Ольга Богомолец внесла в Верховную раду законопроект, который запрещает в стране нецензурную брань на русском языке. Согласно ему, ругаться матом нельзя будет в любых публичных местах: на улицах, в интернете, на телевидении и даже в самой Раде – вот уж где проблема действительно встанет остро, учитывая любовь местных парламентариев к конфликтам. Достойным наказанием, по мнению Богомолец, будет административный арест, исправительные работы или штраф до 100 минимальных доходов.
Вероятнее всего, это просто очередной вброс, который вряд ли получит одобрение большинства даже в нынешней Раде. Но он следует логике недавно принятого закона «об исключительности украинского языка», так что возможно всякое. Следует, правда, в гораздо более абсурдной степени. Он предусматривает, что государство должно создать список запрещенных ругательств, а также специальную систему их отслеживания в интернете. Не совсем, правда, понятно, как она должна работать. Однако абсурдность предложения депутата даже не в этом.
Богомолец обосновывает свой проект тем, что украинцам чужд мат как таковой, и что его нынешнее засилье – это результат работы русских оккупантов Незалежной.
То есть идея даже не в том, чтобы заменить русский мат своим, а в том, чтобы очистить Украину от сквернословия в целом. Нельзя русский мат – тогда, пожалуй, вообще ругаться не будем.
Вот прямая цитата депутата в версии strana.ua: «Украинскому языку исторически была чужда примитивная грязная ругань. Она пришла в наш язык как заимствование из русской культуры. Брань, которую на протяжении веков насаждали российские колонизаторы, сегодня насаждают в публичном пространстве и медиа. Украинцы исторически и традиционно не употребляли бранных слов вроде тех, которые бытуют сейчас... Украинцы не жаловали и не употребляли грубости «ниже пояса» и не позволяли себе пошлости».
Касательно последней фразы – русский мат действительно завязан на сексуальной теме, но вот слова о том, что древние украинцы были максимально целомудренны в словесном плане, не выдерживают никакой критики. «Как бы тебя дождь намочил!», «А чтоб тебя беда постигла», – именно такие фразы Богомолец приводит в пояснительной записке в качестве примеров исконно украинских ругательств. Но это совсем не мат, не обсценная лексика, а рядовые фразы, пусть и с негативным посылом.
Основной ее тезис – о том, что мат был украинцам навязан, берет свои истоки в давно уже развенчанном филологами мифе.
С XIX века, когда в Российской империи стали исследовать обсценную лексику, появилось мнение, что на Руси она появилась с приходом татаро-монгольского ига.
В 1860-е годы появился «Словарь Еблематико-энциклопедический татарских матерных слов и фраз, вошедших по необходимости в русский язык и употребляемых во всех слоях общества, составили известные профессора». Этот странноватый текст сомнительной научной ценности и положил начало мифу о «завезенном» характере мата на Руси. То есть подобная лексика преподносилась как нечто чуждое чистой русской душе.
На самом же деле все современные лингвисты, в том числе об этом говорил знаменитый Андрей Зализняк, чье исследование берестяных грамот XII-XIII веков помогло пролить свет на историю русского мата, сходятся во мнении, что наша нынешняя нецензурная брань – плоть от плоти славянская лексика, и присутствует она в тех или иных формах практически во всех славянских языках. Различия между русским и украинским языками стали появляться значительно позже, уже в период Великого княжества Литовского.
«Русский мат намного древнее татаро-монгольского нашествия. И много древнее крещения Киевской Руси и возникновения славянской письменности. На этом сходятся все современные исследователи мата», – пишет доцент МГУ Антонина Ермакова в своей статье «Русский мат как феномен культуры». Некоторые лингвисты, как Вадим Михайлин, и вовсе видят корни возникновения славянской обсценной лексики во временах древних охотников.