Политика

7 февраля 2018, 22:35

Зачем Москва начала массовую чистку в Дагестане

Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Федеральный центр проводит уникальную операцию в самой сложной кавказской республике – Дагестане, пытаясь сломать политическое устройство, функционировавшее в регионе десятилетиями. Демонстративная зачистка и аресты имеют огромное значение не только для республики, но и для всей России. Почему Москва только сейчас взялась за решение этой проблемы и какого результата она в итоге хочет добиться?

Операция по чистке власти в Дагестане носит уникальный характер. Поэтому почти никого не удивило даже преувеличение, допущенное одним из информагентств, сообщившим, что полностью заменен личный состав на постах ДПС.

«Вместо них на дежурство выставлены сводные группы полиции и Росгвардии, командированные из других регионов России», – сообщил агентству его источник, но понятно, что для замены всех сотрудников дорожно-патрульной службы в трехмиллионной республике потребовался бы многотысячный десант, которого в реальности не было, так что вскоре это же агентство выпустило опровержение. Но за наведение порядка в трехмиллионной республике Кремль взялся более чем серьезно, и это само по себе свидетельствует о наступлении нового этапа в жизни страны.

Да, всей страны – а не одной кавказской республики.

Почему? Потому что приступить к решению «дагестанской задачи» может только очень сильная и уверенная в себе власть. Но разве «вертикаль Путина» не была такой все эти годы? Не совсем.

Первую половину нулевых Путин восстанавливал управляемость страной, разрушенную едва ли не до основания в 90-е. Президент порой вручную, через полпредов, возвращал федеральному центру полномочия и рычаги управления.

Во второй половине нулевых вертикаль власти уже в основном функционировала, но оставалась как кадровая проблема, так и противоречия внутри элиты. Как между уровнями власти, так и между олигархическими структурами, между госаппаратом и олигархатом. Неслучайно еще в 2011 году Путин говорил о том, что «у нас все держится на живой нитке».

После возвращения в Кремль Путин укрепил и почистил чиновничество. Аресты губернаторов, мэров, депутатов стали массовым явлением, и ликвидация коррупционных схем и моделей приняла системный характер. Самыми сложными в плане чисток оставались кавказские республики. Наиболее тяжелая ситуация сохранялась в Дагестане, и даже приступить к ее решению было сложно. Потому что Кремлю банально не на кого было опереться –

само устройство власти в этой республике носило настолько специфический характер, что непонятно было, как заняться ее перетряской и чисткой так, чтобы сохранить хотя бы минимальную управляемость территорией.

К тому же, коррупционная ситуация в Дагестане рассматривалась как меньшее зло на фоне возможных проблем с межнациональной ситуацией. Сложнейшие межнациональные отношения внутри самой многонациональной в России республики служили своеобразной страховкой, громоотводом от излишнего внимания центра – «у нас же тут особая ситуация, нужно учитывать баланс всех национальностей, а то кто-нибудь почувствует себя недовольным».

Прикрываясь этим, а также коррумпированными столичными покровителями, дагестанские кланы правили республикой так, как им заблагорассудится. Опираясь на своих родственников и земляков, кормясь с бюджета и следя только за тем, чтобы «доля» другого клана не росла сверх меры, а его экспансия не была вопиюще наглой. Так и жили – понимая, впрочем, что добром это не кончится.

Не только потому, что Москва неизбежно рано или поздно должна была призвать чиновников к порядку, но и потому, что сама ситуация в республике деградировала по всем направлениям. После ликвидации террористического подполья в Чечне именно Дагестан стал главной «горячей точкой» на Северном Кавказе. Причем в подполье, «в лес» уходили как чисто криминальные или сепаратистски настроенные персонажи, так и протестовавшие против несправедливости местного уклада молодые верующие, попавшие под обаяние «чистого ислама». Такой Дагестан превращался уже не просто в черную дыру, но и в опасную для всей России точку.

Первый приступ к Дагестану Путин предпринял в 2013-м – тогда руководить республикой был избран Рамазан Абдулатипов, бывший федеральный министр и депутат, покинувший Дагестан много десятилетий назад. Но и у этого уважаемого общественного деятеля не получилось построить местную элиту.

Правда, именно при нем начался процесс «ликвидации» теневых правителей республики. Был арестован мэр Махачкалы Саид Амиров, самый «сильный человек» Дагестана всего постсоветского времени. Бежал за границу глава отделения пенсионного фонда Муртазалиев, бывший борец и неформальный лидер одного из аварских кланов. Стали продвигаться наверх отдельные честные и не связанные с кланами чиновники, но в целом вся система национального квотирования оставалась нетронутой. А с ней воспроизводилась и коррупция. Нельзя было просто так «забрать» какое-нибудь министерство у, например, кумыков – нужно было в качестве компенсации дать им другое министерство или важный объект «для кормления».

Чтобы сохранить «баланс интересов» даже четырех основных народов Дагестана (аварцев, даргинцев, кумыков и лезгин), уже нужно забыть о всяком профессионализме – а ведь есть еще лакцы и азербайджанцы, таты и табасараны... Даже местные русские – доля которых, впрочем, сократилась за постсоветское время почти в три раза, до 3,5 процента.

И вот в октябре 2017-го Путин назначает в Дагестан Владимира Васильева – вице-спикера Госдумы, бывшего сотрудника МВД и Совбеза, своего многолетнего соратника. Хотя Васильев казах по отцу (то есть имеет мусульманские корни, что важно для республики с самым большим числом мусульман в России), он однозначно «варяг» для Дагестана. 

Местным элитам было важно понять, как будет формироваться новая власть. По какому принципу? В то, что исключительно по профессиональному, поверить местные элиты не могли. До последнего времени – пока на этой неделе не были арестованы и. о. премьера Гамидов, два его заместителя и бывший министр. Удар был нанесен не по даргинцам, аварцам и прочим, которых представляют эти чиновники, а по всей клановой модели. Новым премьером стал выходец из Татарстана, не имеющий никакого отношения к Дагестану.

Этим жестом Москва говорит – все, мы больше не боимся «нарушить хрупкий мир». Руководить будут те, кто достоин, кто умеет работать, кто не ворует.

И никаким «межнациональным балансом» нас не напугать – потому что выдвигаться, естественно, будут и местные кадры, без них невозможно управлять сложнейшим субъектом Федерации. Но на силовые структуры, на правительство республики будут брошены «варяги», чтобы выстроить честную систему управления, провести профессиональный отбор кадров.

Взорвется ли ситуация? Нет. Сами дагестанцы, обычные, нормальные жители, больше всех устали от того, в каком состоянии находится их республика. Потенциально богатейший субъект Федерации живет в «серой», а то и в «черной» зоне – это касается как экономики, так и социальных отношений.

Сделать Дагестан всероссийской здравницей и житницей вовсе не фантастическая идея. Десятки километров каспийских пляжей – в России, в которой каждый километр теплого моря на счету – могут стать нашей внутренней Турцией. Урожаи овощей и фруктов, которые можно собирать под местным солнцем, могут сделать богатыми не только местную «элиту», привыкшую к распилу всего и вся.

Чтобы всё это получилось, нужно сделать главное – вывести Дагестан из тени. Вернуть его в российское законодательное пространство, передать управление им в руки честных и трудолюбивых представителей всех дагестанских народов, разломать «пропорциональную систему».

Пускай эта система останется только в Ливане, на который и ориентировались при ее построении в Дагестане. Там она, кстати, работает не на развитие страны, а на недопущение возобновления гражданской войны всех против всех. А у нас, в России, нужно думать о развитии Дагестана, а не о консервации возмутительной и взрывоопасной ситуации.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

МЧС доставило дополнительную спецтехнику на Камчатку
Темы дня

Участники СВО наполнили Татьянин день новым смыслом

В российских вузах сегодня обучаются тысячи участников специальной военной операции. Бывшие военнослужащие в качестве будущей професии выбирают медицину, педагогику, IT и госслужбу. Как признаются сами ветераны, учеба дает им силы, мотивацию и новый вектор в жизни. Таким образом Татьянин день стал для них символом возвращения к мирной жизни и началом нового профессионального будущего.

К переговорам США с Россией подключен специалист по очень большим деньгам

В прошедших на этой неделе переговорах президента России с представителями США с американской стороны впервые участвовал новый фигурант – Джош Грюнбаум. Почему ряд подробностей его юности почти неизвестны – и какую именно функцию Дональд Трамп отвел этому человеку в рамках текущих российско-американских контактов?

Эксперт объяснил согласие России на присутствие США на переговорах в Абу-Даби

Военкор: Освобождение Старицы позволит соединить два плацдарма

Владелец пекарни «Машенька» заявил о расширении меню после заказа из США

Новости

София и Михаил стали самыми популярными именами в новых регионах России

В новых регионах России больше всего новорожденных получили имена София и Михаил, причем в разных областях лидировали также Артем и Александр.

Гладков: Белгород подвергся самому массированному в истории удару из HIMARS

В результате интенсивного обстрела Белгорода ВСУ были повреждены объекты энергетики, а также зафиксированы возгорания и разрушения в частных строениях.

Дочь Маргариты Тереховой сообщила о состоянии здоровья актрисы

Народная артистка России Маргарита Терехова, страдающая болезнью Альцгеймера, находится под постоянным наблюдением специалистов, сообщила ее дочь Анна Терехова.

Трамп раскрыл название секретного оружия США в Венесуэле

Американский президент впервые озвучил название секретной разработки, примененной во время атаки на Венесуэлу, что вызвало резонанс в прессе.

Москва, Петербург и Тюмень возглавили рейтинг по количеству трудовых мигрантов

В прошлом году количество иностранных трудовых мигрантов, получивших патенты на работу, выросло почти на 185 тыс. человек по сравнению с 2024 годом.

Суд арестовал обвиняемую за аферу с похищением подростка в Красноярске

Суд в Красноярске арестовал на 1 месяц 27 суток девушку из Сургута, обвиняемую в участии в афере с похищением подростка, сообщает региональный СК России.

Медведев назвал европейских лидеров импотентами после критики Зеленского

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что не впервые «европейским импотентам» плюют в лицо США и их «отсталый пасынок» с Украины Владимир Зеленский.

США, Россия и Украина завершили переговоры в Абу-Даби совместным обедом

После переговоров по вопросам безопасности представители трех стран неформально встретились за общим столом, что стало неожиданной деталью встречи.

Названа дата следующего раунда переговоров России, США и Украины

Встреча представителей России, США и Украины, может пройти 1 февраля в Абу-Даби в трехстороннем формате, сообщил журналист портала Axios Барак Равид.

Военный Ан-124 доставил спецтехнику для уборки снега на Камчатку

Военный самолет Ан-124 доставил на Камчатку новую партию техники из Москвы для ликвидации последствий снежных циклонов, состоящую из трех единиц.

МВД РФ сообщило о новых случаях вымогательства с помощью ИИ-порнографии

В России зафиксированы попытки вымогателей получить деньги, угрожая распространением сгенерированной нейросетями порнографии под видом коллекторских организаций.

Захарова сравнила идею замены бюста Пушкина с «Собачьим сердцем»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко высказалась о предложении заменить бюст Пушкина в Одессе на памятник блогеру, отметив драматичность происходящего.
Мнения

Ирина Алкснис: Русские возвращаются сами к себе

На концертах Надежды Кадышевой толпы молодых людей, на улицах все чаще – мужчины в косоворотках и женщины в стилизованных кокошниках, в любом приличном ресторане – обязательные русские блюда, о туризме и говорить нечего – россияне потянулись в свою собственную страну, в её глубинку и её суть.

Игорь Караулов: Почему Запад лишился объединяющих ценностей

Ценностное банкротство Запада может и не стать прологом к большой войне. Неприкрытое хищничество никогда в истории не вело к долговременному успеху. Но, может быть, на руинах упований на голую силу вырастет новая идея, объединяющая уже не один только Запад или Восток, а всё человечество.

Денис Миролюбов: США никогда не нападут на Гренландию

История с Гренландией – предвестник того, как великие державы будут решать арктический вопрос в ближайшие десятилетия.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов