Ситуация с арестованной российской дипломатической собственностью в США вышла на новый виток.
Вашингтон со дня на день ожидает принятие Москвой зеркальных ответных мер
Заместитель помощника главы администрации США Себастьян Горка заявил, что если Вашингтон «увидит свидетельства честных намерений» России в таких вопросах, как перемирие в Сирии, то, «возможно, есть шанс», что глава Госдепа Рекс Тиллерсон «захочет», чтобы России вернули дипсобственность.
Ранее газета ВЗГЛЯД писала о все более устойчивом впечатлении, что Москвой и Вашингтоном достигнута неофициальная договоренность по данному вопросу, выход из которого будет заключаться в том, что США сохраняют статус-кво, а Москва наконец отвечает зеркальными мерами на более чем полугодичную историю высылкой штатовских дипломатов и арестом американской дипсобственности в России.
Свежее заявление Горки ничуть не противоречит данной версии.
Перед обеими сторонами в текущий момент стоит задача, во-первых, сохранения лица, а во-вторых, демонстрации того, что она говорит с другой стороной с позиции силы.
Что, в первую очередь, обращает на себя внимание в данном заявлении (ну, помимо демонстративно жесткого тона)? Низкий статус сделавшего его.
Со стороны России по данной теме высказываются министр иностранных дел и Кремль в лице пресс-секретаря президента, то есть вопрос курируется Москвой на самом высоком уровне. Со стороны же Вашингтона резкое заявление сделано на уровне «старший помощник младшего подметальщика».
В результате создается впечатление, что Белый дом пытается решить двойственную задачу: с одной стороны, продемонстрировать свою сильную позицию в отношениях с Москвой, а с другой, спускает значимость данной темы для двусторонних отношений. Дело не в том, что Тиллерсон или сам Трамп не могли бы сделать подобное заявление. Разумеется, могли бы. Более того, и президент, и госсекретарь в последние месяцы уже делали весьма резкие публичные выпады в отношении России.
Представляется, что дело в данном случае в ином.
Видимо, Вашингтон со дня на день ожидает принятия Москвой зеркальных ответных мер. В этой ситуации делать жесткие заявления повышает риск выставить себя на посмешище: только поставили Кремлю условия, как тот сразу над ними посмеялся и ответил симметрично.
В результате задача заявления американской позиции по вопросу дипсобственности была возложена на чиновника среднего уровня, для которого подобное развитие событий не станет ударом по репутации.
Что же касается российской стороны в этом деле, то недавние высказывания официальных лиц, которые открыто потребовали от американцев определиться (Сергей Лавров назвал ситуацию «возмутительной», а Дмитрий Песков – «беспрецедентной»), дополнились комментарием официального представителя российского МИДа Марии Захаровой.
На своем еженедельном брифинге она сообщила, что Госдеп все эти месяцы не выдает визы российским дипломатам, которые должны приехать на замену высланным. А это увеличивает неоплаченный счет, который есть у Москвы к Вашингтону.
Более того, Захарова прозрачно намекнула, каким может быть ответный шаг России по данному направлению – уравнять количество сотрудников американского посольства в Москве с российским в Вашингтоне, поскольку у американцев представительство существенно больше.
Тут следует отметить еще один важный момент. Москва по-прежнему не винит Трампа в сложившейся ситуации, зато открыто выражает претензии Госдепу.
Как известно, Государственный департамент по-прежнему является одной из структур, которая наводнена сторонниками Клинтон и противниками Трампа. Достаточно вспомнить недавнюю удивительную историю, когда выяснилось, что никто заранее не озаботился бронированием гостиницы для президента и его команды в Гамбурге на время саммита «Большой двадцатки».
Судя по всему, Москва пытается надавить не столько на Белый дом, сколько на Госдеп. Не просто высылка дипломатов и арест дипсобственности, но и принципиальное сокращение численности посольства выглядит мерой, которая ударит не по Трампу, а по Госдепу и его непосредственной работе.
Другое дело, безусловно, возникает вопрос, почему Москва продолжает держать паузу и вместо принятия решения продолжает ограничиваться словами и насколько подобный подход продуктивен. Правда, за последние годы Россия принимала столько неожиданных и жестких решений, что нет сомнений в ее способности кардинально решить и данную проблему. Возможно, дело в каких-то неизвестных широкой аудитории деталях.
Комментируя сложившуюся ситуацию, Мария Захарова обратила внимание, что 17 июля в Вашингтоне состоятся консультации замглавы МИД России Сергея Рябкова и замгоссекретаря США Томаса Шэннона по вопросам двусторонних отношений. Похоже, именно по результатам этих переговоров Москва и будет принимать уже сильно затянутое решение.