На слушаниях в спецкомитете палаты представителей Конгресса США по разведке бывший директор ЦРУ признался, что испытывает «невольное уважение» к возможностям российской разведки, которые представляют «серьезную угрозу».
Бреннан поступил на работу в ЦРУ еще студентом
В самих США эти заявления оказались никому не интересны. Местные СМИ тиражируют в основном ответы Бреннана на вопросы о «русских хакерах» и «их вмешательстве в выборы», а также на новую модную тему – «разглашение президентом Трампом государственной тайны в беседе с министром Лавровым».
С «русскими хакерами» все понятно – они были, есть и будут есть. Более того, они «собираются вмешаться» в промежуточные выборы в Конгресс. А от прямого ответа на вопрос о беседе Трампа и Лаврова Бреннан постарался увернуться, утверждая, что его в комнате не было, таким образом, он ничего не слышал. А затем вдруг принялся пояснять, что если Трамп и сказал что-то подобное Лаврову, то тем самым лишь «нарушил протокол и две служебные инструкции», не более. Он пояснил, что подобного рода информация не передается главе МИД другого государства или послу – ей можно поделиться только и исключительно по разведывательным каналам.
Конгрессмены-республиканцы, склонные к употреблению пафосных метафор, обвиняют президента в разглашении «матери всех секретов», демократы и вовсе грозят импичментом, а Трамп, по словам бывшего директора ЦРУ, всего лишь инструкцию нарушил. То есть это никакая не «матерь всех секретов», а информация, которую можно было передать «этим русским» в рамках сотрудничества в борьбе с терроризмом, но только лишь напрямую – от ЦРУ к ФСБ, чтобы избежать дополнительных цепочек связи.
Вопрос о «вербовке» российской разведкой граждан США, включая государственных чиновников и сотрудников ЦРУ, тоже возник исключительно в контексте нападок на администрацию президента Трампа. Конгрессмены умело выбивали из Бреннана свидетельства того, что сотрудники предвыборного штаба Трампа имели какие-то опасные контакты с «этими русскими». Бреннан в целом это подтверждал, но, как выяснилось, его ведомство лишь фиксировало какие-то встречи, но не имело и не имеет представления об их содержании и смысле. То есть никаких доказательств чего-то незаконного нет.
«Люди часто не понимают, что происходит что-то нежелательное, до тех пор, пока все не станет нежелательным», – философствовал Бреннан.
Но даже в этом контексте бывший директор ЦРУ не привел никаких конкретных данных о вербовочных подходах российской разведки к американским гражданам, включая сотрудников ЦРУ. Понятно, что эти обстоятельства не были основной целью опроса Бреннана в спецкомитете палаты представителей, а все его рассуждения носили факультативный характер.
При этом бывший директор ЦРУ (узкий специалист по арабскому миру) и конгрессмены откровенно «плавают» в специфике работы российских спецслужб. Ранее «русские хакеры» в их изощренном мире проходили по линии ГРУ, а Бреннан рассказал историю о том, как летом зачем-то звонил директору ФСБ Александру Бортникову. Пора бы уже определиться, какие именно три буквы беспокоят американцев больше всего.
Конгрессмены, впрочем, не сдавались и пытались выдавить из Бреннана хоть какую-то конкретику наводящими вопросами. Некоторые из них строились по принципу «а вот есть еще такое мнение». А конгрессмен Жаклин Джеки Спейер принялась выпытывать, действительно ли «русские олигархи» вкладывают свои средства в экономику США и тем самым могут влиять на внутреннюю политику США, конкретно – на бывшего застройщика Дональда Трампа. Бреннан, недолго думая, рассказал, что «российская разведка и криминальные структуры» отмывают деньги «во множестве стран», но от конкретного ответа про Трампа ускользнул.
В конце концов демократ Денни Хек напрямую спросил бывшего директора ЦРУ: «Почему моих избирателей должно волновать русское вмешательство в выборы? Почему оно вас волнует, сэр?»
Бреннан подобрался и отбрил: «Потому что последние 241 год эта нация и ее граждане лелеяли (cherished) ту свободу, которая и основала эту страну».
Вообще-то Бреннан – американец в первом поколении, его родители родились еще в городке Роскоммон, Республика Ирландия. Таким, как он, свойственно излишне пафосное отношение к своей деятельности на государственном посту. Бреннан поступил на работу в ЦРУ еще студентом, никакой другой жизни не знает, но до сих пор гордится тем, что в 1976 году на президентских выборах голосовал за генерального секретаря Коммунистической партии США Гэса Холла, потому что «хотел перемен».
Так россияне увидели первого человека, голосовавшего за Гэса Холла. И поняли, куда шли членские взносы в разнообразных советских «комитетах дружбы с зарубежными странами» – на выращивание будущих кадров ЦРУ.
Похоже, что все «откровения» бывших старших сотрудников ЦРУ, АНБ и Home security касательно вербовочных подходов к их сотрудникам и далее будут носить «вспомогательный» характер в общей антитрамповской кампании, не суля никакой конкретики. Если бы эти подходы находились в контексте контактов Трампа с чем-то российским, информацию уже давно бы обработали и предъявили общественности.
А вот обычные «шпионские игры» Москвы и Вашингтона, если они не дискредитируют кого-то из окружения президента, ни Конгресс, ни американские СМИ не интересуют. Вербуют «эти русские» кого-то в ЦРУ, да и Бог с ними. Такая позиция, конечно, удивительна, но полезна.
Бдительность упала до полного нуля. Вербуй кого душе угодно. Только слова «выборы» и «Трамп» произносить нельзя ни в коем случае.