Российские зенитные ракетные комплексы (ЗРК) гарантированно прикрывают объекты ВМФ России в Тартусе и ВКС на базе Хмеймим. Авиабазу ВКС защищают комплексы ПВО С-400 и «Панцирь». Пункт материально-технического обеспечения военного флота в Тартусе прикрывает группировка «Панцирей» и С-300. Такую информацию в пятницу распространил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.
Американцы нас предупредили, как положено, за два часа
Боевые расчеты российских систем российской ПВО в Сирии несут дежурство в круглосуточном режиме, цитирует Конашенкова ТАСС.
Так официальный представитель Минобороны прокомментировал ситуацию, сложившуюся после ракетной атаки США в Сирии. Удару крылатыми ракетами «Томагавк» подверглась база правительственных войск Сирии Шайрат в провинции Хомс, в результате чего погибло по меньшей мере 10 человек, в том числе мирные граждане. Президент Владимир Путин и Совбез России квалифицировали произошедшее как акт агрессии против суверенного государства.
Из 59 крылатых ракет, выпущенных с эсминцев ВМС США, лишь 23 долетели до цели, констатировал Конашенков (правда, американцы утверждают совсем иное). Конашенков также сообщил, что Минобороны планирует укрепить и повысить эффективность системы сирийской ПВО.
Можно ли было избежать американского удара, например, прикрыв сирийскую базу с помощью ЗРК С-300 и С-400? На эти и другие вопросы в беседе с газетой ВЗГЛЯД ответил бывший заместитель главкома ВВС России, генерал-лейтенант в отставке Айтеч Бижев.
Айтеч Бижев
|
ВЗГЛЯД: Айтеч Магомедович, согласны ли вы с оценкой Игоря Конашенкова, что американский массированный ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат имел крайне низкую боевую эффективность?
Айтеч Бижев: Судя по тому, что можно наблюдать по видеосъемке с вертолетов, США не достигли поставленной задачи. Основное: взлетно-посадочные полосы базы Шайрат – боеготовые, также в боеготовом состоянии рулежки и часть самолетов. Капониры некоторые выведены из строя, некоторые остались. Какой-то урон аэродром понес, но боевая готовность, в общем, сохранена.
ВЗГЛЯД: При этом официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков отмечал, что из 59 ракет лишь 23 долетели с эсминцев ВМС США до сирийской авиабазы.
А. Б.: Было выпущено очень много крылатых ракет. Но по результатам: эффективность операции, конечно, низкая. Полетные задания выполнены не были. 23 ракеты достигли цели, и это говорит, что либо ракеты давно не проверялись, либо устаревшие по срокам хранения. Для оценки и анализа нужно время.
ВЗГЛЯД: Почему было выпущено именно 59 крылатых ракет «Томагавк», ни больше ни меньше?
А. Б.: У военных есть расчет наряда сил на объекты. На каждый объект рассчитывается количество боеприпасов, которое поможет выполнить боевую задачу. Расчет наряда сил был таков: около 60 «Томагавков» будет достаточно для того, чтобы выполнить задачу – уничтожить этот аэродром как объект. Они ведь мощные, у них достаточно мощная боевая часть. Но не все удалось сделать.
ВЗГЛЯД: Можно ли сравнить пуски ракет «Томагавк» по эффективности с пусками ракет «Калибр»?
А. Б.: Ракеты «Калибр» более новая разработка. «Томагавки» еще в 1983 году разрабатывались, но они до сих пор достаточно эффективные. Так что по тактико-техническим характеристикам «Калибры» и «Томагавки» примерно одинаковые: и по дальности полета, и по точности.
ВЗГЛЯД: Почему ракетный удар в принципе оказался возможен? Как должна была быть защищена база сирийских ВВС, чтобы можно было избежать удара?
А. Б.: Ввиду большой скорости «Томагавков», а также их малой отражающей поверхности система сирийской ПВО оказалась малоэффективной. Там же не стояли наши ЗРК С-400, «Панцири»... Надо разбираться, было ли на аэродроме радиолокационное поле, стояли ли на дежурстве средства ПВО для охраны аэродрома, если стояли, то какие, устаревшие или нет. Через день-два все это будет ясно.
ВЗГЛЯД: В СМИ и соцсетях сразу возник вопрос – почему не последовало ответа со стороны российских комплексов С-300 и С-400?
А. Б.: Наши комплексы ПВО стоят там, где аэродром Хмеймим. И американцы это знали. Удар наносился в обход, то есть с таким расчетом, чтобы «Томагавки» не входили в зону поражения наших зенитно-ракетных комплексов.
Кроме того, для нанесения ударов должны быть очень серьезные причины, так как это может спровоцировать боевые действия между Россией и Америкой. Тем более что они нас предупредили, как положено, за два часа по существующим каналам связи, что будут наносить удар, чтобы мы вывозили все свои силы и средства оттуда.
ВЗГЛЯД: Конашенков также сообщил, что Минобороны теперь планирует укрепить и повысить эффективность системы сирийской ПВО. Как это можно сделать?
А. Б.: Должны быть межправительственные соглашения. Сирийская сторона должна к нам обратиться для оказания помощи, и тогда будут рассматривать вопросы. Это уже политическая составляющая.
ВЗГЛЯД: Могли ли российские военные отследить полет американских ракет. Иначе говоря – будет ли проведен анализ телеметрии «Томагавков»? И что это даст?
А.Б.: Можно не сомневаться, что анализ и «разбор полетов» уже идет: откуда и как наносился удар крылатыми ракетами, как он был организован и чем сопровождался. В аналогичных случаях так всегда и происходит. Для примера: когда в 1981 году американцы нанесли удар по Ливии, командование Вооруженных сил Советского Союза приняло решение смоделировать этот удар в ходе учений. Генштаб разработал такую имитацию, и примерно через месяц в районе Новороссийска и Ростова-на-Дону была проведена проверка систем ПВО. Так же, как и в случае американской операции, был проведен «заход» с моря. Учения так и назывались – «Ливийский эффект». Так и в этом случае все необходимое будет изучено и смоделировано для проверки возможностей противовоздушной обороны.