Юлия Тимошенко совершила наезд на премьер-министра Украины Владимира Гройсмана. Разумеется, не в плане ДТП (Тимошенко за рулем не ездит, а Гройсман пешком не ходит), а в чисто политическом плане. Еще 10 февраля в Верховной раде был зарегистрирован проект постановления об отставке правительства за авторством 11 депутатов от фракции «Батькивщина» (в том числе самой Тимошенко) и внефракционного депутата Дмитрия Добродомова. За три дня до этого «оранжевая принцесса» заявила, что будет требовать отставки премьера из-за коррупции и «абсолютно некомпетентного управления государством».
По рейтингу поддержки Тимошенко и так занимает первое место среди украинских политиков
Проект провисел на сайте несколько часов – и исчез. Согласно объяснению аппарата Рады, он был неконституционным, поскольку для его регистрации нужно 150 подписей депутатов.
«Подобные действия – это грубая фальсификация, ручное управление всеми процессами в Верховной раде, без закона и без регламента... Антизаконная деятельность Парубия (спикера парламента – прим. ВЗГЛЯД), секретариата Верховной рады вышла за все пределы. Мы настаиваем на регистрации проекта постановления об увольнении господина Гройсмана немедленно, буквально сегодня до конца дня. Мы, безусловно, будем подавать в суд, потому что это прямое нарушение Конституции и регламента», – возмутилась Тимошенко. Обосновывая свое возмущение, она напомнила, что проект постановления об отставке премьер-министра Арсения Яценюка от 14 апреля 2016 года внесли всего два человека.
Уже после этого (а именно – в понедельник) кабмин утвердил отчет о выполнении программы деятельности правительства в 2016 году и направил его в парламент. При этом Гройсман заявил, что в 2016-м реальная зарплата на Украине выросла на 9%, что, очевидно, должно подтвердить сказанные им год назад слова «я покажу вам, что такое управление государством». Заодно премьер подверг критике Тимошенко, обозвав ее «мамой украинской экономической слабости, уничтожения украинской независимости, коррупции, популизма и неэффективности». Тимошенко парировала: «Премьер считает, что его политика приводит к тому, что украинцам становится жить все лучше и лучше. Это полная неадекватность».
Со стороны все это выглядит так, будто бы лидер оппозиции требует отставки главы правительства, что, в общем-то, логично – премьер наработал достаточно, чтобы требовать его отставки. Тут и рост коммунальных платежей, и безработица, и падение производства. В последнее время, правда, наметился рост ВВП, но он связан скорее с выкачиванием средств из граждан. Есть и чрезвычайные обстоятельства, упомянем лишь два из них:
- Правительство ввело минимальные цены на ряд социально важных лекарств (в частности – от заболеваний сердечно-сосудистой системы и бронхиальной астмы), которые оказались ниже закупочных, в результате соответствующие препараты просто исчезли из продажи. Пока информации о количестве жертв этого теракта нет.
- Из-за неспособности властей разогнать два десятка ветеранов АТО, блокирующих железнодорожные пути, по которым из республик Донбасса поставляется уголь на украинские ТЭС, актуальным стал вопрос о ЧС в энергетике – вплоть до возобновления веерных отключений электроэнергии (правда, тут стоит уточнить, что Тимошенко тоже против закупок угля в Донбассе).
Тем не менее хитрый план Тимошенко, направленный на свержение Гройсмана, вызывает вопросы.
Во-первых, в соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Украины рассмотрение вопроса об ответственности правительства возможно не ранее чем через год после утверждения его программы. Программа была утверждена 14 апреля 2016 года. Таким образом, сейчас у Гройсмана иммунитет от отставки, Тимошенко поторопилась, но особого криминала в этом нет – постановление можно рассмотреть и потом, потратив два месяца на сколачивание антиправительственной коалиции.
Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Украины, как правильно указали в аппарате Рады, для рассмотрения вопроса об ответственности правительства нужна инициатива либо президента, либо трети от конституционного состава Рады, а это 150 человек. Ссылка на проект 2016 года в данном случае некорректна. Тогда вопрос об ответственности правительства не ставился в принципе, речь шла об удовлетворении заявления Яценюка об отставке, и именно поэтому соавтором постановления был глава премьерской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак.
Кстати, условием вхождения фракции НФ в новую коалицию была отмена предыдущего решения Рады о признании работы правительства неудовлетворительной – и тем же постановлением его отменили. При этом партнеры настолько не доверяли друг другу, что в это же абсурдное постановление впихнули еще и утверждение кандидатуры Гройсмана. И невозможно представить, что Тимошенко всего этого не знает или не помнит.
В-третьих, на самом деле можно вообще не ждать двух месяцев и не ставить на голосование вопрос об ответственности кабмина. По Конституции в Раде должна быть коалиция фракций, в которую входит большинство от состава парламента (226 мандатов). Между тем сейчас в две фракции коалиции, по данным сайта ВР, входит 222 депутата, то есть коалиции нет, Рада формально неработоспособна, а правительство находится в «подвешенном» состоянии. В случае отсутствия коалиции необходимо создавать новую, а если она не будет создана в течение месяца, президент имеет право распустить парламент, что автоматически влечет за собой и отставку правительства.
Этот путь долог (отставка правительства последует минимум через четыре месяца: один на «коалициаду» и три на избирательную кампанию) и не обязателен (президент какое-то время может не распускать парламент без коалиции, а коалиция на основе БПП и НФ может быть обновлена путем привлечения еще одной фракции), но он напрашивается. Тем не менее ни один из лидеров оппозиции, в том числе сама Тимошенко, даже не упомянул об этой проблеме, хотя все они выступают за проведение досрочных выборов.
Таким образом, стратегия Тимошенко состоит не в том, чтобы отправить правительство в отставку – избранным ею способом отставку организовать не получится. Во всяком случае до 14 апреля, но и тогда не понятно, хватит ли ей голосов для вотума недоверия. Коалиция без участия Блока Петра Порошенко вообще невозможна, поскольку в нее может войти максимум 211 депутатов (фракции Оппозиционного блока и «Возрождения», как представляющие кадры домайданной власти, Тимошенко взять в коалицию не может по идеологическим соображениям).
Очевидно, деятельность «оранжевой принцессы» на данном этапе – чисто пиаровская. Она показывает, что борется за отставку правительства, но ей мешают нехорошие люди (традиционный для Тимошенко способ действия). В целом же расчет идет на то, что положение президента Порошенко покачнется в результате внешнего давления (у Дональда Трампа накопилась критическая масса претензий к президенту Украины, но он еще не решил, как действовать) или в результате запланированных на 20 февраля массовых протестов граждан, которые спустя три года внезапно обнаружили, что «не за это стояли на Майдане».
Кстати, на Банковой этих акций действительно боятся, а запланированные мероприятия напоминают локальную антитеррористическую операцию и могут включать даже введение в стране военного положения (о чем и сказал спикер Парубий). В этом случае можно будет ставить вопрос о досрочных выборах, причем не только парламента, а Тимошенко со своей антиправительственной риторикой оказывается фигурой номер один в политическом спектре Украины, тем более что по рейтингу поддержки среди украинских политиков она и так занимает первое место.
Просто нужно понимать, что Тимошенко не интересуют ни Гройсман (она его не рассматривает как конкурента или оппонента), ни пост премьера. Она хочет стать президентом.