Слухи о том, что Ксения Собчак намерена выдвинуть свою кандидатуру на пост президента России, впервые появились в сентябре. Журналистка тогда их вяло опровергала.
18 октября в своем «Инстаграме» она выложила ссылку на сайт «Собчак против всех», где размещено, как это сейчас модно, видеоселфи о намерении баллотироваться.
Обращается к народу потенциальный кандидат с собственной (вероятнее всего) кухни. На заднем плане – два банана (вспоминается песня про обезьяну, которая встала очень рано), салатница, полная апельсинов (вспоминается первый украинский Майдан с «наколотыми апельсинками»), а также лежащие в индивидуальных тарелочках яблоко и груша (яблоко, понятное дело, уже много тысяч лет символизирует искушение, груша указывает в верхний правый угол, что обозначает движение вперед. Также в ней можно при желании разглядеть фаллический символ).
Одета Ксения в свободно сидящую рубашку, очень похожую на снятую с мужа, Максима Виторгана.
Обращение женщины-кандидата в мужниной рубашке с кухни можно истолковать двояко. С одной стороны, оно выглядит антифеминистски – образ женщины «босой, беременной и на кухне» считается мечтой всех патриархальных шовинистических мужчин. С другой – советская интеллигенция десятилетиями вела политические беседы на кухне, и, скорее всего, выбор локации и одежды связан именно с этим фактом, а не с желанием насолить феминисткам.
Мы так долго говорим о фоне, на котором выступает Ксения Собчак, потому что о самом обращении говорить особо нечего. Квинтэссенция ее 3,5-минутной речи:
«Что бы они ни обещали, за что бы они ни выступали – мы выступаем против».
Никакой позитивной повестки в обращении нет: «Они все достали». «Они» в данном случае – это все, кто раньше баллотировался в президенты.
Такое ощущение, что Собчак не 36 лет, как она сообщает в самом начале выступления (на самом деле 35 – прим. ВЗГЛЯД), а от силы 16. Хотя обычно даже у подростков к 16-летнему возрасту проходит тотальное отрицание, и они начинают, пусть робко и неуверенно, понимать, что же они хотят в этой жизни.
Кандидат в президенты Ксения Анатольевна Собчак хочет одного – вернуть графу «против всех», а пока этой графы нет, готова сама выступить в этом качестве. Если лозунгом Жанны д'Арк был: «Кто любит меня – за мной!», – то вероятный слоган Собчак: «Кто против всех – за мной!».
Статья в «Ведомостях» чуть более содержательна, но и в ней большинство программных инициатив – это призывы «отменить» и «прекратить».
Ветераны политической сцены, против которых призывает голосовать Собчак, ожидаемо негативно оценили инициативу журналистки (говорить о ее выдвижении кандидатом в президенты как о состоявшемся факте пока рано – выборы еще не объявлены).
По мнению Геннадия Зюганова, участие Собчак в выборах превратит их в «трагикомедию». «У меня есть книга «Отчет пошел». Я там привожу высказывания самых злобных русофобов. И там есть, в этой компании, и Ксюша, которая назвала нашу страну и народ генетическим отребьем. Я плохо представляю возможность выдвинуться... Тем более она хочет стать президентом страны, давая людям и стране такую оценку. Мне кажется, это невозможно даже в Буркина-Фасо. Поэтому превращать это в посмешище стыдно», – полагает лидер КПРФ.
Владимир Жириновский в свою очередь заявил, что «кандидатом в президенты должен быть человек, который в политике много лет». «Человек не объехал страну, ничего не знает, ничем не управлял. Не имеет соответствующих знаний. Это опасно просто. Во-первых, никто ее не изберет. Это фальшивый, подставной кандидат», – полагает лидер ЛДПР.
Комментарий Григория Явлинского по поводу инициативы Собчак был краток: «Прохоров-2018. Понятно, откуда появился, понятно, куда денется после выборов. Те же грабли, только в профиль. Наступим?» – написал основатель партии «Яблоко» в своем Twitter.
Баллотировавшаяся на пост президента в 2004 году и набравшая чуть менее 4% Ирина Хакамада заявила, что она относится к выдвижению журналистки «нормально». «Никто не надеется, что она будет президентом. Если бы она была опытным политиком, это другая история... Она, я так поняла, хочет в такой форме провокационной устроить такой как бы фарс, потому что большинство выборов, вообще, тоже фарс, ну, что у нас одни и те же и все понятно заранее», – сказала Хакамада в интервью РИА «Новости».
Телеведущий Максим Галкин* предположил, как бы выглядела «команда Собчак» в случае ее победы на выборах: «Если Ксения президент, то Ксения Бородина – премьер-министр. Девочки могут заседать прямо на Красной площади, там тоже есть Лобное место, они привыкли. Министр здравоохранения – Гнойный. Министр иностранных дел – Шнуров, нас все равно нигде не любят, а он может послать смачно на международных переговорах. Министр финансов – Мавроди. Тырить так тырить.
Председатель Госдумы – организатор рэп-битвы Versus Battle по прозвищу Ресторатор. Комитет по делам молодежи – безусловно, Диана Шурыгина. Комитет по защите животных и окружающей среды – Алексей Панин. С такой командой к моменту выборов не будет ни одного, кто будет против всех, все будут за одного. Как обычно».
Комментарий еще одной коллеги Собчак, журналистки и активистки Божены Рынски куда короче, но выразительнее: «Вот же подлая гадина. Решила баллотироваться, тварь». Позднее Рынска несколько расширила свою мысль: «Единственная возможность Ксении выбираться, не записав себя навечно в ряды мразей, – это официально заменить фамилию Собчак на Противвсех. Чтобы Ксения Противвсех стояло в бюллетени» (орфография автора сохранена – прим. ВЗГЛЯД).
Западные СМИ также не пропустили инициативу Собчак, назвав ее (традиционно) «русской Пэрис Хилтон». Самый унизительный для оппозиционеров комментарий опубликовала Independent, прямо в заголовке заявив, что кандидатура Собчак способна «расколоть оппозицию».
По мнению экспертов, опрошенных Guardian, выдвижение Собчак придаст легитимности выборам и сможет оживить президентскую гонку, в которой «пожилые оппоненты Путина ведут себя скучно».
В материале ABC Собчак названа российской звездой телевидения, которая своим решением об участии в выборах предложит долгожданную альтернативу либералам, недовольным правлением Владимира Путина.
Самый объемный материал про Ксению Собчак опубликовала New York Times, впрочем, об уровне экспертизы автора статьи говорит то, что в самом конце он цитирует Виктора Шендеровича*, называя его «самым известным политическим юмористом страны».
Да, действительно, Шендеровича можно было так называть, когда Ксения Собчак еще ходила в школу. Но в 2017 году это то же самое, что называть Бастера Китона величайшим комиком современности.
Свежего социологического опроса об отношении к Ксении Собчак пока нет – социологи не включали ее в число потенциальных кандидатов. Но ВЦИОМ опубликовал подборку своих старых исследований, согласно которым узнаваемости журналистки могут позавидовать многие политики: в ходе опроса 2015 года заявили, что слышали о ней, 95% респондентов. При этом отношение к дочери первого мэра Санкт-Петербурга в стране в целом отрицательное: об этом в 2015 году сказали 60% опрошенных. Скорее положительно к ней относятся 21%.
Заявление Ксении Собчак всколыхнуло сонный осенний политический пейзаж, но следует понимать, что до реального начала избирательной кампании по выборам президента еще может произойти много событий. А о своем участии в выборах могут заявить множество граждан России старше 35 лет, не являющихся осужденными по уголовным делам.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом