Утром 18 октября 2007 года, несмотря на проливной дождь, около Сейма Латвии собралось более двух тысяч человек, требовавших отставки главы правительства Айгара Калвитиса. Тогдашний посол США в Риге дала отмашку на проведение акций протеста, приведших к смещению «слишком пророссийского» премьера. Эти поучительные события почти стерлись из памяти. Но напомнить о них стоит.
Почему люди мокли под зонтиками?
В свое время публицист Александр Гильман довольно точно охарактеризовал сущность сил, соперничающих в латвийской политике. Здесь уже многие годы ведется борьба между двумя влиятельными группировками внутри латышской правящей элиты – Гильман называет их «хапугами» и «злюками».
К первым можно отнести условно прагматичные круги, которые ставят на первое место решение экономических задач (конечно, в первую очередь, личных). При этом «хапуги» понимают, что хотя бы в целях самообогащения не следует сверх предела накалять обстановку в стране и ругаться с внешними соседями и собственными нацменьшинствами, с которыми можно успешно сотрудничать. Не таковы «злюки» – эти ставят на первое место идеологические принципы: «Латвия для латышей», «борьба с последствиями оккупации», «поставить на место зарвавшихся русских».
Большая часть 2000-х в Латвии прошла под знаком власти «хапуг», собравшихся под знаменами Народной партии, объединения «Латвийская первая партия/Латвийский путь» и Союза зеленых и крестьян. Апофеоз этого периода – трехлетнее премьерство «народника» Айгара Калвитиса, пришедшееся как раз на так называемые жирные предкризисные годы с 2004-го по 2007-й.
Кстати, именно в тот период в стране стало широко известно имя нынешнего премьер-министра Мариса Кучинскиса: тогда он возглавлял в Сейме фракцию «народников», представлявших самую влиятельную политическую силу в стране.
Но постепенно власти «хапуг» начал приходить конец. Осенью 2007 года в Латвии была умело спланирована волна возмущений в адрес премьер-министра Айгара Калвитиса. Она выплеснулась длительными массовыми манифестациями у здания Сейма, участники которых зачастую мокли под дождем – отсюда и «революция зонтиков».
Этому событию предшествовала своя предыстория: накануне сотрудники государственного Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией заявили, что на последних выборах Народная партия потратила на предвыборную кампанию гораздо больше средств, чем разрешено законом. БПБК потребовал, чтобы «народники» возместили эту сумму, а также выплатили штраф – в целом получалось более миллиона латов (более 2,2 миллиона долларов).
После того как глава антикоррупционного бюро Алексей Лоскутов и его сотрудники закончили проверку, а ее предварительные результаты стали известны широкой публике, их собственную деятельность стал расследовать Госконтроль. 24 сентября Калвитис отстранил Лоскутова, использовав в качестве повода заключение Госконтроля о выявленных нарушениях в использовании средств на оперативную деятельность БПБК. В отношении Лоскутова было начато дисциплинарное расследование, а 16 октября правительство практически единогласно решило передать вопрос о его снятии на голосование Сейма. Однако намеченное на 17 октября голосование по этому вопросу не состоялось.
А уже на следующий день по инициативе «Общества за открытость Delna» перед Сеймом прошел первый митинг протеста. Его участники громогласно утверждали, что не согласны со стилем работы правительства, а также выступили против отстранения Лоскутова от должности. Митинг у старого здания рижской биржи собрал уже до 10 тысяч человек. Здесь установили огромные экраны, на которых крутили видеонарезки с митингов конца 80-х за выход Латвии из СССР. Собственно, организаторы и подавали мероприятие как продолжение «борьбы за освобождение Латвии» – теперь уже из-под власти коррупционеров и бюрократов. Выступали музыкальные ансамбли, но звуки инструментов периодически прерывались скандированием: «Распустить Сейм!».
Против влияния «олигархов»
На митинг приехал сам президент страны Валдис Затлерс, хотя его и не ждали. «Если мы хотим, чтобы Латвия была сильной и на нее не влияло ни одно другое государство, нужно читать конституцию и считаться с ней. Готовы ли вы?» – вопросил глава страны.
Но митингующие ответили ему свистом и воплями: «Затлерс, распусти Сейм!» Только за один день на площади было собрано 3,5 тыс. подписей за отставку парламента, а потом еще свыше 3 тысяч. Впрочем, забегая вперед, скажем, что тогда Затлерс Сейм так и не распустил. Вскоре правительство Калвитиса отозвало из парламента требование об отставке Лоскутова, а 7 ноября объявило об отставке.
Что послужило детонатором «зонтичной революции»? Больше всего масла в огонь подлило выступление посла США Кэтрин Тодд Бэйли в Латвийском университете. Представительница заокеанской державы заострила внимание на том, что Латвии предстоит сделать судьбоносный выбор: либо страна станет «полем для игр отдельных индивидов, которые принимают решения в пользу своих друзей», либо окажется сделан «принципиальный выбор в пользу власти закона».
Соответственно, в 2007-м схема привода к власти полностью «своей» элиты в Латвии реализовывалась американцами не впервые. Политтехнолог Юрий Петропавловский сказал газете ВЗГЛЯД:
«Например, партия «Новое время» в 2002 году создавалась в качестве типичного орудия американцев. Тогда ей удалось даже создать самую большую фракцию в Сейме; полуторагодовое премьерство Эйнара Репше стало апогеем влияния США в нашей республике. Однако не получилось: в итоге тогдашняя правящая коалиция распалась, «нововременщики» растеряли былое влияние, а «марсианин» (неофициальное прозвище Репше – прим. ВЗГЛЯД) подал в отставку. В общем, проект себя исчерпал. Позже Госдеп США решил устроить «апгрейд» своим силам в Латвии и вновь привести их к власти».
В свою очередь, глава латвийского Антифашистского комитета Эдуард Гончаров отмечает:
«Отмашка на «революцию зонтиков» была получена из самого «вашингтонского обкома».
Тогда, когда посол США Кэтрин Тодд Бейли публично заявила, что нужно убирать из системы власти нашей страны трех «олигархов» – мэра Вентспилса Айвара Лембергса (Союз зеленых и крестьян), экс-премьера Андриса Шкеле (Народная партия) и вице-премьера Айнара Шлесерса (ЛПП/ЛП). Эти люди в той или иной мере не устраивали США, так как проявляли заинтересованность в проведении более самостоятельной политики Латвии. Итог известен: в результате мастерски срежиссированных волнений пало тогдашнее правительство Айгара Калвитиса». Что касается Лембергса, то он позже говорил, что если организационно-идеологическую работу над «революцией зонтиков» провели люди Джорджа Сороса, то деньги на нее дали недруги вентспилсского мэра из местных бизнес-кругов.
Действительно, в 2007-м посол США прямым тестом заявляла о необходимости выкинуть из власти Шкеле, Шлесерса и Лембергса. Тут нельзя не вспомнить, что тогдашний глава Латвии Валдис Затлерс изначально считался вполне «олигархическим президентом». Собственно, «олигархи» пролоббировали его избрание и лишь потом Затлерса перехватили совсем другие силы. Также можно припомнить, что в ходе тех же самых событий 2007 года оказалась раскручена фигура главного редактора официозного издания Diena («День») Сармите Элерте – будущего министра культуры Латвии, активно боровшегося за «национальное государство» и против «русификации». В ходе «зонтичной революции» она усиленно выступала «за защиту правового государства от правящей коалиции». Если же учесть, что г-жа Элерте возглавляла латвийский фонд Сороса, то многое проясняется. Именно «соросистская» организация «Общество за открытость Delna» занималась организационной работой, предвосхитившей успех «революции «зонтиков».
Надежды умирают медленно
По словам политологов, когда американские официальные лица в союзе с «соросистами» выступают против правящей коалиции, становится понятно – данная коалиция США не устраивает. Недаром при премьере Айгаре Калвитисе российско-латвийские отношения, до того пребывавшие в состоянии «глубокой заморозки», начали проявлять признаки оживления! Он много делал для укрепления экономических связей двух стран и согласился подписать с Россией договор о границе – за что его беспощадно клеймили националисты. Ведь Калвитис от лица Латвии официально отказался от претензий на городок Пыталово в Псковской области, который латышские националисты считают принадлежностью своего государства. И в этом их возмущение совпало с позицией США – Вашингтону глава правительства Латвии, ратующий за нормальные отношения с Россией, тоже оказался не нужен.
В 2007-м Калвитиса в премьерском кресле сменил еще один яркий представитель фракции «хапуг» – Ивар Годманис из ЛПП/ЛЦ, который уже возглавлял правительство в начале 90-х и проводил в стране широкомасштабную приватизацию. Но в 2008 году на страну навалился ужасный финансово-экономический кризис, разом обрушивший уровень жизни в Латвии. Это стало началом заката эпохи «хапуг» – их сместили «злюки», сумевшие оседлать с января 2009-го, когда обозленные латвийцы камнями разбивали окна в парламенте, народный протест. В 2010 году власть в стране на многие годы захватила новая партия «Единство», появившаяся в результате слияния проамериканских организаций: уже упомянутого «Нового времени», националистического «Гражданского союза» и «Общества за другую политику», в правление которого, к слову, входил и Алексей Лоскутов, отстраненный все же в 2008-м с поста начальника БПБК. Сейчас, в 2017 году, «Единство» переживает глубочайшее падение рейтингов. Из его рядов уже побежали политики (в том числе и Лоскутов), которые создают новые партии. В преддверии выборов 2018 года эти новые партии, очевидно, создадут условное «Единство-2» – и цикл повторится.
К слову, Затлерс, отказавшийся распускать парламент в 2007-м, сделал это лишь четырьмя годами позже, в 2011-м – ссылаясь на «неуважение парламента к суду» (отказ одобрить обыск у крупного бизнесмена и политика Айнара Шлесерса) и торговлю должностями. Как и в 2007-м, спустя четыре года главной мишенью «борцов с олигархами» вновь стали Лембергс, Шкеле и Шлесерс! Дескать, они запустили своих людей во все органы власти и оказывают на государство негативное влияние.... В результате инициативы Затлерса и согласия, высказанного народом на референдуме, тот созыв Сейма оказался распущен и провели досрочные выборы. По их результатам усилилось националистическое крыло – ведь еще годом раньше в парламент пробились радикальные шовинисты из партии «Все – Латвии!», которых еще за пару лет до того воспринимали как безнадежных уличных маргиналов. К слову, обыватели узнали о существовании такой партии именно в 2007-м, когда они с обнаженными торсами выходили на уличный мороз и проклинали Калвитиса, заключившего «предательский» пограничный договор с Россией.
Что же до Затлерса, то критики упрекали его в том, что он, ухватившись за «борьбу с олигархами», просто отомстил тогдашнему составу парламента, поскольку стало известно, что Сейм не проголосует за его второй срок на президентской должности. Обретя популярность на волне роспуска «коррупционного Сейма», Затлерс сумел попасть в следующий состав парламента во главе фракции срочно созданной им Партии реформ. Он действительно обещал добиться проведения крупномасштабных реформ на благо всего общества, однако сделать это так и не удалось. В течение последующих лет популярность ПР снизилась до столь ничтожного уровня, что партию в 2015-м пришлось распустить. Так в Латвии умирали надежды на перемены к лучшему.