История с блокировкой страницы телеканала RT в Facebook* благополучно разрешилась, во всяком случае на данный момент. Аккаунт был разблокирован, а значит, есть надежда, что он сможет выполнить свою работу по освещению инаугурации Дональда Трампа в качестве 45-го президента США.
Западный информационный мейнстрим во всей своей мощи все чаще проигрывает конкуренцию российскому телеканалу
Однако события, происходящие в последние месяцы (а вернее, счет уже пошел на годы) вокруг российского информационного холдинга, дают очень наглядную (и одновременно весьма неприглядную) картину, складывающуюся в мировой медиасфере.
Фактура достаточно простая. Сразу три глобальные социальные сети предъявили те или иные претензии RT:
1. Была заблокирована страница телеканала в Facebook.
2. Был получен запрос от YouTube о наличии сотрудников канала в санкционных списках.
3. И наконец, стало известно, что компания Dataminr, занимающаяся мониторингом Twitter и рассылкой важных сообщений, отказалась от продления контракта с RT. Надо иметь в виду, что Dataminr тесно связана с самой соцсетью, Twitter владеет ее акциями; разрабатывался проект совместно с ними.
Главный редактор RT Маргарита Симоньян прокомментировала произошедшее впечатляюще корректно: «Мы не сторонники теорий заговора, но нам кажется странным, что три крупные социальные сети одновременно стали предъявлять нам претензии, о которых раньше не могло быть и речи. Более того, несколько ведущих американских СМИ обратились с запросами о больших интервью, в которых они пытаются выставить нас пропагандистами и душителями американской демократии. Я очень надеюсь, что это просто недоразумение, а не подготовка почвы для отключения Russia Today».
Те, кто не связан дипломатической политкорректностью, могут себе позволить быть куда более прямолинейными и без обиняков охарактеризовать происходящее.
Нет, это, разумеется, не совпадение. Это новая волна масштабнейшей атаки на международное СМИ российского происхождения, которое вот уже несколько лет подвергается нарастающему беспрецедентному давлению со стороны западного истеблишмента. Причем механизмы и направления давления становятся все более многочисленными, разнообразными и замысловатыми.
Все начиналось просто с черного PR в профессиональной среде. Зарубежные журналисты, работавшие на телеканале, подвергались травле со стороны своих коллег и получали предупреждения, что строчка с упоминанием RT в резюме будет для них «черной меткой», после которой они не найдут себе другой работы.
Те «золотые деньки» уже давно позади. Теперь в ход идет по-настоящему тяжелая артиллерия – вплоть до закрытия банковских счетов и приостановок вещания.
В начале января телеканал смог записать себе в актив еще одно выдающее достижение: он стал одним из главных «героев» доклада американской разведки о «русских хакерах». В документе утверждалось, что «российская машина пропаганды, составленная из аппарата местных СМИ, ориентирующихся на глобальную аудиторию СМИ, таких как RT и Sputnik, и сети квазиправительственных троллей, способствовала кампании по влиянию».
И вот очередная волна атаки в виде осложнения работы телеканала в социальных сетях. Причем синхронность действий трех структур демонстративно подчеркивает, что речь не идет о случайном совпадении.
Несмотря на нешуточность давления на холдинг, нельзя не увидеть иронии во всем происходящем.
Запад создал сам феномен СМИ как «мягкой силы» и очень долгое время был его безраздельным монополистом. Там, где авторитарные и тоталитарные режимы действовали административными запретами, репрессиями и жестким контролем информационных потоков, западный мир демонстрировал свободу слова, плюрализм мнений и формальное разнообразие источников информации.
Главная вина RT в том, что телеканал разрушил эту монополию, причем не в России (что еще можно было бы пережить), а на, по сути, планетарном уровне.
И вот тут выяснилась очень смешная вещь: западный информационный мейнстрим во всей своей мощи все чаще проигрывает конкуренцию российскому телеканалу. RT оказывается банально эффективнее – в донесении до зарубежной аудитории своей точки зрения, в привлечении внимания общества, в отстаивании своей позиции. Оказавшемуся неспособным выиграть по собственным правилам Западу приходится все чаще и все откровеннее прибегать к методам борьбы, которые он привык ассоциировать с совсем не демократическими системами: к административному давлению и прямым запретам.
Пока RT успешно отбивает все атаки. В немалой степени это происходит благодаря самой природе современной медиасферы, где аудитория получила качественно новые возможности для обратной связи. Каждый выпад против телеканала вызывает массовую кампанию в его поддержку – в тех же социальных сетях. Поддержка аудитории почти всегда оказывается значимым фактором для восстановления справедливости.
Репутация в глазах широкой аудитории по-прежнему имеет немалое значение для многих структур. В результате Associated Press, из-за которого якобы была блокировка страницы в Facebook, не увидело оснований для ограничения RT в социальной сети, а YouTube открестился от политического подтекста в запросе к телеканалу.
Однако неуклонно нарастающее чисто административное давление на RT заставляет задаваться вопросом: а долго ли еще будет длиться полоса удачи для российского канала, насколько обоснованы опасения Маргариты Симоньян, что все это может быть просто подготовительными шагами для отключения Russia Today?
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ