Чтобы отслеживать внутриполитические процессы и точнее предсказывать результаты выборов (например, сентябрьских в Госдуму), в администрации президента (АП) начинают внедрять технологии обработки больших объемов данных Big Data, рассказал во вторник газете ВЗГЛЯД близкий к АП источник. «Теперь здесь используют не только соцопросы и экспертные заключения», – отметил собеседник.
Речь идет о дополнительном изучении общественного мнения для еще более точного понимания, что людей тревожит. Вот для чего проводится глубинная обработка открытой информации в интернете
Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин («Справедливая Россия») не исключает, что применение суперкомпьютеров в АП для анализа общественно-политических процессов окажется удачным. Естественно, при агрегации «больших данных» важно, чтобы не нарушались права граждан, уточняет глава комитета, зато новые методы повышают не только оперативность работы, но и улучшают точность прогнозов и качество планирования.
«Думаю, все мониторинговые службы, которые работают не только в Кремле, но и все, которые работают в России и предоставляют данные государственным учреждениям, – это все абсолютно законно. Речь идет о дополнительном изучении общественного мнения, для еще более точного понимания общей картины, понимания, что людей тревожит, если проводится глубинная обработка открытой информации в интернете, в социальных сетях, если все происходит в рамках закона. И к этому можно отнестись только положительно. Чем больше наша власть будет знать о настроениях наших граждан и исходя из этого принимать те или иные решения, законы, тем, надеюсь, лучше будет жизнь каждого отдельного россиянина», – сказал глава комитета газете ВЗГЛЯД.
Напомним, «Большие данные» (англ. big data) в информационных технологиях – серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети.
«Так или иначе эта информация уже используется по всему миру. Facebook* недавно тестировал такую программу, которая изучает предпочтения пользователя в политике, экономике, спорте и так далее. Она начинает показывать ему не только рекламу, но и новости. Кроме администрации социальных сетей, главными обработчиками стали другие организации, у которых самый высокий трафик. Это поисковые системы, операторы сотовой связи, государственные учреждения, – перечислил Левин. – Они тоже анализируют общественные настроения, обрабатывают информацию в социальных сетях, на форумах и получают срез общественного мнения».
Правда, оговаривается депутат, такой срез не всегда бывает релевантным. «Ведь многие люди вообще не пользуются интернетом или пользуются, но не оставляют комментариев или своих личных данных. Кроме того, возникает проблема многочисленных ботов, других попыток влиять на общественное мнение при помощи роботов», – посетовал Левин.
«Со временем эта информация будет обрабатываться все шире, и в обработанном виде она становится ключевой. Тот, кто будет обладать большими данными, кто сумеет их обрабатывать, продавать или использовать иным образом, тот будет обладать широчайшими возможностями», – подчеркнул депутат Госдумы.
Директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко считает, что программа лишена субъективности, поэтому она ближе к точной науке. «Благодаря закону больших чисел Big Data нивелирует любые погрешности, которые могут возникать. Это математика, но она полностью зависит от субъективного фактора – от того, как именно программист поставил задачу и как он потом истолковал результаты», – пояснил Плуготаренко газете ВЗГЛЯД.
Еще фантасты 60-х годов, например братья Стругацкие, предрекали появление суперкомпьютера, настолько мощного, что его уже можно будет называть искусственным интеллектом всепланетного масштаба, напомнил эксперт, и вот, по его мнению, будущее уже наступило.
«Эти суперкомпьютеры уже способны оценивать сложные события, мнения, суждения и делать на этой основе некие выводы, прогнозы. В социальных медиа мы добровольно – осознанно или не очень – оставляем свои лайки, оценки событий. Человек сам, своими руками создает электронный слепок своей жизни в Сети. Ведь интернет с хорошей скоростью уже просто лежит в карманной доступности. Пока 90–95 процентов информации в Сети, по оценке экспертов, вообще никак не обрабатывается. Она просто накапливается, и пока не очень понятно, что с ней делать. Но в этом же таится огромная перспектива для всевозможных бизнесов и разных общественных течений. Бизнес более-менее уже научился эти объемы информации расшифровывать и худо-бедно использовать для своих рекламных задач, предлагать потребителям линейки нужных товаров», – заметил глава РАЭК.
Точно так же, полагает он, Big Data смогут использовать и политики: партии, профсоюзы, общественные движения смогут эффективно использовать те сведения, которые граждане сами о себе оставляют, пояснил эксперт.
«Big Data скоро сможет строить поведенческие модели людей, угадывать будущее поведение большинства из них. Это большой феномен. Тот, кто сумеет с ней эффективно работать, за тем и будущее. «Олдскульную» социологию, правда, пока никто не отменял, и зачастую она пока лучше работает с предсказаниями. Социология должна учитывать эту сферу, но надо понимать – ценность обработки миллиона аккаунтов иногда может быть ниже, чем данные обычной социологии, а иногда ее ценность вообще ниже нуля, то есть она вредна, сбивает с толку», – оговорился эксперт.
Сами социологи считают совершенно естественным решение сотрудников администрации президента задействовать Big Data, да и вообще переход к таким технологиям в любом случае неизбежен.
«Ну, послушайте, все идет к тому, что нас ждет интернет вещей! Что уж там обработка мнений в Big Data! – воскликнул в интервью газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты, председатель правления ВЦИОМ Леонид Давыдов. – Это примерно то же самое, что останется всего один банк, как предсказывал Греф. Умный контракт – и банка нет. Это то же что и перевод голосования в Сеть. Пройдет время, у каждого гражданина появится электронная подпись – и все, проблема снята! В любом голосовании и опросе ты просто жмешь на кнопку и твое авторизованное мнение падает. Социология очень сильно изменится. Это прогресс, можно приветствовать или нет, но это наступит по-любому. Это неизбежно», – предрекает Давыдов.
«Правда, останется тонкое место – интерпретация результатов, она в любом случае останется субъективной. Будут спорить точно так же, глядя на одни и те же цифры. Это останется неизменным – субъективизм в интерпретации», – подытожил социолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ