В Госдуме уверены, что ситуация вокруг депутата Владислава Резника («Единая Россия») стала очередной попыткой западных стран дискредитировать и «выбить из равновесия» Россию, как и ситуация с допинговым скандалом, и голословные обвинения в адрес российских чиновников. Об этом, в частности, заявил секретарь генсовета «Единой России» (ЕР), вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.
Осознавая заказной характер разбирательства, Владислав Резник и его супруга приняли решение не реагировать на безосновательные и провокационные требования
«Хотел нанести удар по имиджу нашей страны»
С ним согласилась замсекретаря генсовета ЕР, председатель думского комитета по социальным вопросам Ольга Баталина. «Владислав Матусович – известный политик, хороший семьянин, в прошлом – успешный бизнесмен. Очевидно, что те, кто таким способом хотели нанести удар по имиджу нашей страны, промахнулись», – сказала Баталина.
Накануне адвокат Резника Александр Гофштейн сообщил, что испанские правоохранители подозревают депутата в отмывании денег. Испанский суд направил запрос о международном розыске Резника и его супруги Дианы Гиндин. При этом испанская сторона, заверил адвокат, не представила «ни одного достоверного доказательства причастности Резника или Гиндин к предмету расследования».
По версии испанского следствия, депутат связан с тамбовской ОПГ. Вместе с Резником суд Испании еще в декабре прошлого года выдвинул обвинения против 26 россиян, в числе которых криминальный авторитет Геннадий Петров, которого называют лидером группировки. Обвиняемые могли в конце января приехать в испанский суд и внести залог в 133 млн евро. Но Резник с супругой не приехали.
Чей голос
Обвинение основывается на записи неких телефонных переговоров Петрова с разными людьми, в том числе с неким «Славой». Сам Резник отрицал свою причастность к данному диалогу. Депутат дважды был допрошен по этому делу: один раз испанскими следователями в Москве, второй раз – по видеоконференции. Резник предлагал следствию отправить запись своего голоса, экспертиза доказала, что депутат Резник и некий Слава, с которым разговаривал Петров, – это разные люди. Однако испанцы не стали изучать запись.
В ходе следствия испанская полиция провела обыск в доме на Мальорке, собственником которого считали Резника. Однако в декларациях депутата о доходах и имуществе данный дом не упоминался. Кроме того, еще в 2009 году испанский преступник заявлял в суде, что намеревался похитить сына миллиардера Франсиско Эрнандо по заказу Резника – якобы в качестве мести за отказ Эрнандо вернуть миллионные долги лидеру так называемой тамбовской преступной группировки, связи с которым приписывали депутату.
Расследование дела в отношении тамбовской ОПГ испанская полиция начала 7 лет назад. Тогда были арестованы около 20 подозреваемых, в том числе и Петров, который вышел на свободу через два года под залог в 1 млн евро. Еще через 2 года Петров, получив разрешение на временный выезд в Россию для лечения, смог вернуться обратно. Испанские правоохранительные органы заявили, что таким образом он скрылся от следствия.
Гофштейн называет произошедшее «ожидаемым продолжением предельно политизированной кампании, последовательно проводимой с целью дискредитации России и ее граждан на международной арене». По его словам, процесс против Резника изначально велся с грубым нарушением процессуальных норм, соблюдения которых требует Конвенция о международной правовой помощи по уголовным делам.
«Стремлением организовать не суд, а расправу»
«Очередное судебное решение, основанное на домыслах и искажении фактов, преследует единственную цель – не допустить личного участия Резника в состязательном судебном разбирательстве, которое, без сомнения, разрушило бы бездоказательные обвинения со стороны испанской следственной власти. Иначе как стремлением организовать не суд, а расправу, такой подход не назовешь. Впрочем, недавнее решение, обязывающее Владислава Резника и Диану Гиндин уплатить залог в астрономической и ничем не обоснованной сумме 133 миллиона евро (с каждого!), уже отучило нас от поисков в декретах испанских следователей справедливости и здравого смысла», – считает защитник.
Гофштейн особо подчеркнул, что расследование ведет скандально известный прокурор Хосе Гринда Гонсалес, «привыкший, как следует из опубликованной WikiLeaks переписки американских дипломатов, согласовывать свои процессуальные решения с правительством США с целью любой ценой дискредитировать российскую власть и ее отдельных представителей». «Осознавая заказной характер разбирательства, Владислав Резник и его супруга приняли решение не реагировать на безосновательные и провокационные требования следственного судьи Национальной аудиенции Испании», – отметил Гофштейн.
По его словам, в настоящее время предъявленное Резнику и Гиндин обвинение подвергнуто обширной юридической экспертизе со стороны правоведов, чей авторитет и объективность признаны международным юридическим сообществом.
Напомним, еще в 2010 году после обнародованной Wikileaks депеши посольства США в Мадриде, предназначавшейся Госдепартаменту, стали известны подробности заседания американо-испанской экспертной рабочей группы по борьбе с терроризмом и организованной преступностью (оно состоялось в январе 2010 года).
На нем Гонсалес рассказывал о выработанной им стратегии борьбы с «русской мафией». В документах, опубликованных газетой Guardian, говорится, что в январе 2010 года испанский судья Хосе Гринда Гонсалес якобы заявил, что в «России, Белоруссии и Чечне» «никто не может отличить, где действует государство, а где – организованные преступные группы». Гонсалес в своих утверждениях о том, что российские спецслужбы контролируют организованную преступность, ссылался на бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко.
Пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков заявил Би-би-си, что опубликованные документы свидетельствуют о невежестве отдельных американских дипломатов и об их извращенном представлении о российской реальности. Написавший отчет американский дипломат в комментарии назвал Гонсалеса «первоклассным следователем», не все «выводы и обобщения» которого следует считать бесспорными.
«Парламент России должен по этому поводу сделать какие-то заявления»
Первый зампред Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров уверен, что обвинения испанских правоохранительных органов «компрометируют парламентаризм в целом и уголовный процесс». «Я думаю, парламент России должен по этому поводу сделать какие-то заявления», – сказал он, назвав происходящее «политической провокацией», которая была инспирирована США, «заинтересованными в постоянном кризисе в отношениях с Россией».
В свою очередь глава конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин заявил, что у правоохранителей Испании нет каких-либо оснований для уголовного преследования Резника и материалы дела против депутата носят «надуманный характер». «Все те переводы, на которые делаются ссылки, они были с официальных счетов Владислава Резника, полностью прозрачных, с которых были уплачены все налоги. Поэтому оснований для его преследования нет», – цитирует Плигина РИА «Новости».