Трое граждан России, бывшие бойцы знаменитого Рижского ОМОНа Чеслав Млынник, Андрей Лактионов и Александр Рыжов в пятницу были заочно приговорены к пожизненному заключению в связи с событиями летом 1991 года на таможенном пункте Мядининкай. Вильнюсский окружной суд признал их виновными в убийстве семи человек (полицейских и таможенников). По мнению суда, приказ напасть на Мядининкай отдал командир ОМОНа Млынник, а Лактионов и Рыжов его выполнили. Россия отказалась выдавать своих граждан, поэтому суд проходил заочно.
Единственной страной, которая признала независимость Литвы до решения Госсовета СССР, была Исландия, но это был не более чем казус
Прокурор Саулюс Вярсяцкас заявлял, что должностные лица были убиты в ходе «военной агрессии», причем омоновцы нарушили законы войны, осуществили преступления против мира и человечности. «Суд удовлетворил иск генпрокуратуры Литвы и потребовал взыскать с осужденных 653 850 евро ущерба», – сказала судья Йоланта Чяпукене. Кроме того, они должны выплатить по 100 тысяч евро близким убитых.
Как сообщает РИА «Новости», аргументы адвокатов, просивших признать подсудимых невиновными ввиду отсутствия доказательств, на судью не подействовали. Однако вердикт не окончательный и подлежит обжалованию в апелляционном суде Литвы в течение 20 дней.
Рижский ОМОН был основан в октябре 1988 года приказом министра внутренних дел СССР Александра Власова. Изначально отрядом численностью около 120 бойцов командовал Эдгар Лымарь, а с 1990 года – Чеслав Млынник. Помимо нападения на КПП его бойцы обвиняются в прибалтийских республиках в расстреле толпы в центре Риги в январе 1991 года, а также в серии нападений на другие таможенные посты на границах Эстонии, Латвии и Литвы.
Дело «нужно довести до конца»
Пост на литовско-белорусской границе в июле 1991 года подвергся нападению неизвестных, напоминает ТАСС. В результате погибли семь человек. По утверждению органов правопорядка Литвы, акцию осуществили бойцы рижского ОМОНа. Это уже второй процесс по событиям в Мядининкае. Как писала газета ВЗГЛЯД, другой бывший боец ОМОНа, Константин Михайлов (Никулин), в 2011 году уже был приговорен к пожизненному заключению, причем отнюдь не заочно. Михайлов был выдан в 2008 году литовцам властями Латвии, где он на тот момент жил.
«Указанное судебное решение является отражением явной политизированности данного процесса», – заявило посольство РФ в Вильнюсе. В посольстве уверены, что его целью «стало не тщательное разбирательство, а показательное наказание любой ценой». «Удивительно, что подобные приговоры, основанные на сомнительной доказательной базе, выносятся в стране, позиционирующей себя в качестве «образцового» правового государства», – подчеркнули дипломаты.
В посольстве призвали обратить внимание на судьбу Михайлова. «Ситуация с его здоровьем серьезно усугубляется, ему требуется неотложная медицинская помощь. Призываем литовские власти пересмотреть приговор с позиций гуманизма», – заявило диппредставительство.
Бывший вице-премьер Литвы Зигмас Вайшвила, который, будучи депутатом ее Верховного совета, в числе других подписывал в 1990 году акт независимости, не считает, что подобные процессы надо закрыть за давностью лет.
«Если есть уголовное дело, его в любом случае нужно расследовать до конца. Считаю подобные процессы в принципе необходимыми. Я сам могу подтвердить, что рижский ОМОН виновен в преступлениях, совершенных в 1991 году. Однако я не могу знать, в чем заключается вина конкретных обвиняемых, потому что не знаком с подробностями дела», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Закон обратной силы не имеет
Бывший командир группы «Альфа», полковник запаса ФСБ Михаил Головатов, против которого в Вильнюсе также идет заочный процесс, но уже в связи с событиями января 1991 года, полагает, что июльские события 1991 года нынешнему литовскому суду также не должны быть подсудны.
«Литовская ССР на тот момент находилась в составе Советского Союза, на ее территории действовали советская армия, КГБ, МВД. Даже после произошедших событий они находились некоторое время на бюджете СССР и России, там пользовались советскими паспортами», – сказал Головатов газете ВЗГЛЯД. Полковник указывает на то, что закон обратной силы не имеет. «В Литве же в 2010 году принимаются поправки в УК республики, позволяющие судить участников событий 1991 года за военные преступления», – возмущается бывший командир «Альфы».
Суверенитет, которого не было
Историк, публицист, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков, в свою очередь, полагает, что в основе вердикта лежит официальная концепция, согласно которой с марта 1990 года, когда Верховный совет Литовской ССР провозгласил независимость, Литва уже стала суверенной. Соответственно, указывает Дюков, с точки зрения литовского суда действия советских силовиков после этой даты считаются там действиями «оккупационных властей». Россия же исходит совсем из другого принципа, а именно: субъектом международного права Литва стала только с сентября 1991 года, когда Госсовет Советского Союза подтвердил ее выход.
«Мы должны понимать, что факт независимости устанавливается не провозглашением, а признанием. После марта 1990 года независимость Литвы не была признана СССР, а единственной страной, которая признала независимость Литвы до решения Госсовета СССР, была Исландия, но это был не более чем казус», – сказал Дюков газете ВЗГЛЯД.
Историк отмечает, что на момент нападения независимость Литвы не была признана даже Исландией. «Более того, сами литовские власти тоже не до конца осознавали собственный суверенитет. Например, в конце июня 1990 года по требованию Москвы Верховный совет Литвы сам же ввел на акт независимости стодневный мораторий», – добавил он.
По мнению Дюкова, действия тех, кто напал на КПП, в любом случае не могут рассматриваться как факт «агрессии», а это именно это лежит в основе приговора. «Сначала нужно зафиксировать то, чем эти действия не являются, а потом уже разбирать, были по факту совершены преступления или нет. Сейчас же решение вильнюсского суда основано на ложной идеологической предпосылке», – резюмировал эксперт.
Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев считает события тех дней «провокацией». «Я не уверен, что эти люди были причастны к этому. «Это как сейчас украинцы обвиняют россиян и людей с георгиевскими лентами в том, что они сами устроили бойню в Одессе, а не «Правый сектор*». Эта история очень темная. Скорее всего, в провокации участвовали местные националисты, которым было нужно возбудить общественное мнение, а все свалили все на рижских омоновцев. То же самое с историей с Небесной сотни. Когда обвиняют в ее гибели «Беркут», который, очевидно, не причастен к этому, доказательств его вины нет, – сказал Матвейчев газете ВЗГЛЯД. – Так что вильнюсскому суду я в данном случае не верю. Все, что связано с Россией, там политически мотивировано».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ