Лично принять участие в подобного рода акциях готовы лишь 13% респондентов (в апреле – 15%), а подавляющее большинство, около 80%, на митинги не пойдут в принципе (в апреле – 78%). При этом доля россиян, считающих акции с экономическими требованиями возможными, снизилась до 17% (в апреле – 20%). Опрос проводился среди 1600 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов России.
Пример Украины был, конечно же, демонстративным
Правда, доля респондентов, считающих политические акции протеста вероятными, с апреля не изменилась и составляет примерно 15%. Маловероятными их называют 79% россиян (в апреле – 78%). Готовы принять участие в акциях с политическими требованиями 10% россиян (в апреле – 11%). Наконец, 84% респондентов на такие митинги вообще выходить не собираются.
К слову, на 20 сентября в Москве сторонниками Алексея Навального анонсирована акция протеста «За сменяемость власти». Максимальная численность участников мероприятия, по мнению ее организаторов, должна составить 40 тысяч человек. Однако социологи уверены, что количество граждан, принявших участие в акции, будет в несколько раз меньше.
Результаты последнего опроса выглядят особенно наглядными, если вспомнить показатели середины посткризисного 2009 года. Тогда протесты по экономическим мотивам допускали 39% респондентов, еще 26% были не против того, чтобы принять в них участие. Примечательно и то, что по ряду показателей ситуация в российской экономике шесть лет назад была лучше нынешней.
«Украина – это антиреклама митингов»
Замдиректора «Левада-центра*», социолог Алексей Гражданкин в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что люди в целом готовы выходить на массовые акции протеста, когда экономическая и социальная ситуация достигает критического уровня и становится невыносимой. Но сегодня оснований для массового протеста, как это было в 90-х годах, в России нет. «Массовость протестным акциям придают люди, которые находятся в критическом положении. Сегодня количество таких граждан минимальное, они в целом удовлетворены властью», – отметил социолог.
По мнению Гражданкина, есть и другая группа населения – обеспеченные люди, которые требуют от власти улучшения социального положения. «Они не хотят просто-напросто кормиться властью, они хотят что-то вроде равноправия с властью. Однако эта группа немногочисленна, бунтовать она не будет», – подчеркнул социолог.
В свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД отметил, что в стране произошло существенное обесценивание протестных акций. «Несмотря на то, что граждане оценивают «потребительские функции» государственных институтов не слишком высоко, произошла серьезная девальвация протестных механизмов. К счастью для руководства России, граждане не считают эти функции основными и определяющими для государства. Россияне не считают, что государство – это учреждение по оказанию услуг», – сказал Ремизов.
Политолог подчеркивает, что серьезным фактором девальвации митингов и массовых акций протеста в глазах граждан стали события на Украине. «Майдан на Украине, конечно, серьезным образом повлиял на всех граждан России. Дело в том, что протесты на Украине не привели к улучшению показателей жизни населения. Все показатели по коррупции, безработице и бедности или остались на том же уровне, или резко ухудшились. Поэтому, с точки зрения российского обывателя, Украина – это антиреклама политического протеста и митингов», – подчеркнул политолог.
«Не самый лучший момент для протеста»
С Ремизовым согласен замдекана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков. «Россияне уже больше года наблюдают за тем, что происходит на Украине. Киев превратился в арену побоища разных политических сил и радикалов. Затем гражданская война на Юго-Востоке страны. Соответственно, у граждан появляется понимание, что попытка решить социальные и экономические проблемы путем простого выхода на улицу может перерасти в побоище», – сказал Поляков газете ВЗГЛЯД.
«Во-вторых, Россия находится под очень сильным прессингом Запада. Цифры опроса показывают, что наши граждане понимают, что сейчас не самый лучший момент для социального протеста, нужно подождать некоторое время. А сегодня стране необходима консолидация», – добавил политолог.
«Сыграли свою роль и события зимы 2012 года, и последующий митинг 6 мая. Граждане поняли, что подобные действия скорее деструктивны, нужно искать другие, более приемлемые способы защиты своих интересов. Абсолютное большинство России не рассматривает себя в качестве бесшабашных активистов, готовых идти на баррикады. Нынешняя политическая система России, по мнению большинства, позволяет решать вопросы не через открытый конфликт, а через политическую мобилизацию», – подытожил Поляков.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента