Политика

1 августа 2015, 10:30

«Дух Хельсинки» еще можно вернуть к жизни

40 лет назад был подписан ставший символом разрядки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогда впервые после Второй мировой руководители Запада и Востока собрались вместе, чтобы договориться о принципах отношений на едином европейском пространстве. Сегодня Европа вроде бы едина, но почему-то крайне неуверенна в своем будущем.

Хельсинкский заключительный акт вошел в историю как одно из важнейших событий второй половины XX века. 1 августа главы 31 государства Европы вместе с руководителями США и Канады подписали документ, который должен был закрепить принципы отношений между государствами. Не только закреплялись итоги Второй мировой войны – а ведь даже многие границы до этого оспаривались, – но и, по сути, создавался свод правил поведения на европейском континенте. Причем европейском в широком смысле слова – от США до Владивостока, ведь обе сверхдержавы присоединились к этому соглашению.

Прежде чем пытаться оживить ОБСЕ, нужно понять, для чего она нужна

1975 год был пиком разрядки в отношениях между СССР и США. Начавшаяся в 1972 году с визита Никсона в Москву, она продлилась до конца десятилетия. В 1975 году был «Союз-Апполон», был Хельсинки – казалось, что Восток и Запад серьезно настроены не просто на мирное сосуществование, но и на сотрудничество. Главным полем которого, естественно, должна была стать Европа, разделенная на два враждебных военных блока: НАТО и Варшавский договор. Опасность военного конфликта на континенте пугала многих европейцев, а возможность нормально жить и сотрудничать с идеологически чуждыми соседями казалась столь желанной.

Хельсинки давал такую возможность. В самом соглашении были заложены важнейшие принципы: нерушимость границ и территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, уведомление о военных учениях и присутствие на них иностранных наблюдателей, равноправие народов и обязательство соблюдать права человека. Казалось, что в 61-ю годовщину со дня начала Первой мировой войны европейцы вместе с американцами и русскими решили договориться о мирном будущем надолго, отказавшись от намерения переделать друг друга и уж тем более завоевать.

Важен был и личностный фактор – в Хельсинки впервые после войны встретились лидеры всех европейских государств (за исключением ушедшей в изоляцию коммунистической Албании). Подобной встречи в верхах не было никогда в истории – предыдущие общеевропейские конгрессы вроде Венского 1815 года собирали все-таки не все государства. В Хельсинки впервые встретились главы двух Германий: Гельмут Шмидт и Эрих Хонеккер, что само по себе было историческим событием. 

Но спустя пять лет после Хельсинки разрядка закончилась – из-за Польши и Афганистана начался новый этап холодной войны. Созданное по итогам Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ – формально оно было учреждено за два года до этого) продолжало существовать и собираться на уровне министров, но превратилось в поле выяснения отношений и взаимного недоверия, став просто регулярной площадкой для контактов стран НАТО и Варшавского договора. Встречи на высшем уровне не организовывались, пока не началась перестройка и не развалился социалистический лагерь.

Тут СБСЕ развернулось: в 1990 году главы государств торжественно приняли Хартию для новой Европы, возвещавшую об окончании холодной войны, подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В последующие четыре года СБСЕ стремительно превращается из форума для диалога в организацию с полномочиями и обязательствами. В 1992 году в Хельсинки, а в 1994 году в Будапеште проходят новые встречи на высшем уровне, которые наращивают полномочия СБСЕ, переименованного из Совещания в Организацию (ОБСЕ). Энтузиастам казалось, что создаются единые правила игры и поведения для огромного пространства – «от Ванкувера до Владивостока».

Всеобщая безопасность, мир на вечные времена – и все это на фоне только зародившегося Европейского союза, распада СССР и победного шествия глобального проекта США. И войны в Югославии, которая распалась вопреки всем принципам Хельсинки-1975. И погасить войну в которой ОБСЕ оказалась не в состоянии.

Собственно говоря, Югославия и стала главным примером неэффективности ОБСЕ. Сначала распад этой страны, потом война, а позже еще и бомбежки НАТО Белграда свидетельствовали, что никакой безопасности своим членам эта организация не гарантирует. Пока она соединяла два конфликтующих между собой блока, в ней был смысл. Но как только она стала одним из инструментов европейской интеграции, причем вторичным по отношению к Евросоюзу и НАТО, этот смысл пропал.

Точнее, он пропал для тех, кто стал объектом для действий ОБСЕ по приведению всех к общему знаменателю, например для России. С помощью ОБСЕ на нас стали давить по всем фронтам. Все, что мы ни делали, вызывало критику – от неправильной войны в Чечне до выборов, от наших миротворцев в Приднестровье до прав человека.

Права человека, кстати, были инструментом давления на СССР и в 70–80-е годы – именно ссылками на Хельсинкский акт Штаты объясняли свою поддержку диссидентского движения. СССР в ответ говорил о зафиксированном в том же акте принципе невмешательства во внутренние дела друг друга. Но тогда СБСЕ было совещанием, а теперь это организация с полномочиями. И обязательства, взятые на себя Россией, позволяют давить на нас.

Зачем в принципе мы соглашались на это? Отчасти потому, что нам и самим это было нужно (как, например, с мораторием на смертную казнь), отчасти из-за либеральной убежденности наших элит 90-х в необходимости жизни в общем доме, в котором Россию «облагородят» и приведут в «европейский вид». Но в основном потому, что думали, что ОБСЕ действительно создана для «безопасности и сотрудничества», мы хотели жить в мире и согласии с нашими европейскими соседями.

Но по мере того, как приходило осознание того простого факта, что ОБСЕ является в первую очередь инструментом мягкой силы западного глобального проекта, Россия выражала все большее недовольство деятельностью организации. Москва неоднократно за последние десять лет говорила о том, что необходимо перестать использовать ОБСЕ как «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и заниматься главным – созданием неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами. Не права человека – ну кто ругает Прибалтику за ограничение прав местных русских? – а военно-политическая безопасность должна стать главной в деятельности ОБСЕ.

Но все оставалось без изменений: НАТО двигалось на восток – ОБСЕ молчала об этом. США размещали в Европе ПРО – ОБСЕ молчала. В нулевые годы организация, дискредитированная бомбежками Югославии, даже не проводила встреч на высшем уровне, первый в этом столетии саммит состоялся в 2010 году в Астане. И сейчас даже сложно представить, когда будет следующий: если в декабре 2013 года в Киеве главами МИДов стран ОБСЕ была достигнута договоренность о проведении даже не просто нового саммита, а специального совещания, аналогичного 1975 году, – «Хельсинки плюс 40», то после начала украинского кризиса все планы были похоронены. Какие уж тут саммиты – недавно спикеру Госдумы Нарышкину вообще отказали в визе в Финляндию, где он должен был возглавить делегацию России на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.  

Но хоронить ОБСЕ еще рано. Боле того, «дух Хельсинки» еще можно вернуть к жизни. Вот только прежде чем пытаться оживить ОБСЕ, нужно понять, для чего она нужна. Если для укрепления доверия в Европе на основе по-настоящему равноправного сотрудничества, это одно дело. Если для продвижения евроинтеграции на восток и давления на Россию – совсем другое. Определиться с этим должна в первую очередь сама Европа, это ведь об ее безопасности идет речь.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Фигурантов дела о покушении на генерала Алексеева обвинили в терроризме
Темы дня

Пашинян превращает Армению в зону ядерного эксперимента

Премьер Армении Никол Пашинян заключил с США соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики. В рамках этой сделки США поставят Еревану малые модульные реакторы. Однако эксперты указывают, что в Америке эта технология еще сырая, а поэтому сейсмоопасная Армения рискует стать полигоном для непредсказуемого ядерного эксперимента.

Счета за отопление стали бедствием для Прибалтики

Сотни евро – десятки тысяч рублей – теперь ежемесячно платят жители Прибалтики за отопление своих скромных квартир. Но даже при этом холодно даже в государственных учреждениях – например, один из депутатов эстонского парламента жалуется, что «чувствует себя, как француз под Москвой». Такой стала цена, которую прибалтийские страны платят за отказ от российского топлива.

Глава Минобороны ФРГ признал мощь Северного флота России

Эксперт назвал обещанные Германией пять ракет для ПВО Украины демонстрацией немощи

Назван заработок Константина Меладзе в России за прошлый год

Новости

Мерц признал преимущество России над ЕС

Канцлер Германии Фридрих Мерц подчеркнул, что несмотря на экономическое превосходство, Евросоюз не сильнее России по ряду ключевых параметров.

Эстония отправила посла из Грузии в Армению из-за охлаждения отношений

Посол Эстонии в Грузии Марге Мардисалу-Кахар, занимавшая должность с 2024 года, отзывается из Грузии и переводится на работу в Армению, диппредставительство возглавит временный поверенный в делах, сообщили грузинские СМИ в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Опровергнут запрет параллельного импорта Adidas в Россию

Росаккредитация опровергла сообщения о запрете параллельного импорта Adidas, ведомство заявило, что меры затронули только некоторые партии продукции бренда, для которых не были предоставлены необходимые документы.

Назван состав украинской делегации на переговорах в Женеве

Секретарь СНБО Рустем Умеров сообщил, кто войдет в делегацию Украины на трехсторонних переговорах по урегулированию ситуации, которые пройдут в Женеве.

Песков объяснил выбор Женевы для переговоров по Украине

Следующий раунд переговоров по украинскому урегулированию пройдет в Женеве, поскольку это место признано наиболее удобным для всех сторон, отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Минюст исключил из списка иноагентов основателя сети Zenden

В связи с утратой признаков иностранного агента из реестра исключен основатель сети обувных магазинов Zenden Андрей Павлов. При этом министерство юстиции России внесло в реестр иностранных агентов журналисток Марию Лацинскую, Марину Охримовскую и Галину Сидорову.

Верховный муфтий России предложил перенести молельные комнаты в ТЦ

Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Сафа Таджуддин предложил перенести молельные комнаты из многоквартирных домов в общественные места, такие как торговые центры и магазины.

Украина не смогла добиться отмены выступлений российского оркестра в Италии

Итальянские театры в Модене, Брешии и Флоренции не отменили концерты российского оркестра MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса, как того добивалось украинское посольство.

В Госдуму внесен проект о досрочном прекращении полномочий депутата Дзюбы

Государственная Дума рассмотрит вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Виктора Дзюбы.

Набиуллина: Цены на жилье в России в 2025 году выросли выше инфляции

Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что в прошлом году цены на жилье в стране выросли на 8,7%, что оказалось выше уровня инфляции.

В ЛДПР назвали провокацией поступок сына Жириновского на партийном мероприятии

Сын основателя ЛДПР Владимира Жириновского Олег Эйдельштейн вновь попытался попасть на мероприятие партии без регистрации, несмотря на обязательный пропускной режим, сообщили в пресс-службе партии.

Politico сообщила о провале неформального саммита Евросоюза

Неформальная встреча лидеров Евросоюза завершилась безрезультатно, поскольку главные организаторы опоздали, а обсуждение запланированных вопросов так и не состоялось, сообщила газета Politico со ссылкой на трех дипломатов ЕС.
Мнения

Сергей Миркин: Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

Юрий Мавашев: Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

Ирина Алкснис: Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов