Попытки провести выборы в Донецкой и Луганской народных республиках будут иметь разрушительные последствия для процесса деэскалации напряжения на Юго-Востоке страны, заявил в четверг вечером президент Украины Петр Порошенко. Украинский лидер назвал решение властей ДНР и ЛНР провести 18 октября выборы глав городов и районов республик незаконным, не соответствующим не только украинскому законодательству, но и критериям ОБСЕ.
План официального Киева, на мой взгляд, до удивительного прост
Кроме того, Порошенко традиционно обвинил Москву, назвав решение, принятое «террористами», «жесткой атакой России на минские соглашения». «Я уверен, что это будет чрезвычайно безответственно и будет иметь разрушительные последствия для процесса деэскалации напряжения в отдельных регионах Донецкой и Луганской области», – пригрозил Порошенко.
Ранее в четверг глава Донецкой народной республики Александр Захарченко пояснил, что выборы пройдут на основании Комплекса мер, принятого согласно февральским соглашениям в Минске, а также «на основании закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» в части, не противоречащей конституции и законам республики. Представители Луганской народной республики в четверг прибыли в Донецк, чтобы обсудить с руководством ДНР возможность проведения выборов в обеих республиках Донбасса 18 октября. В ДНР заявили, что выборы в Донецкой и Луганской народных республиках пройдут по закону, согласованному с представителями ДНР и ЛНР, но эти согласования не будут противоречить закону о выборах на Украине.
Кроме того, Захарченко сообщил о том, что в ДНР вводится особый режим самоуправления – глава республики вновь сослался на пункты 4 и 11 Комплекса мер по выполнению минских договоренностей от 12 февраля и на закон Украины «Об особом статусе Донбасса» («Об особом порядке местного самоуправления...»)». Кроме того, глава ДНР упомянул предложенный Донецкой и Луганской республиками проект поправок в конституцию Украины.
Однако напомним, что накануне президент Украины Петр Порошенко заявил, что изменения в конституцию в части децентрализации не предполагают особого статуса для Донбасса. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, проект поправок в украинскую конституцию о «децентрализации» власти, который на прошлой неделе утвердила конституционная комиссия Украины, по уверению Порошенко, был принят в полном соответствии с Минском-2. В разработке поправок, по словам украинского президента, приняли участие некие «представители Донбасса». В Донецке и Луганске тотчас возразили, что никого в конституционную комиссию не направляли.
Пока стороны спорят о юридических формулировках, а ополченцы оставляют ранее занятые позиции (минобороны Украины подтвердило, что из населенного пункта Широкино выведены все подразделения ополчения ДНР), на подконтрольной украинским военным территории Донбасса продолжает сосредотачиваться военная техника.
О том, какие цели преследует Киев, затягивая и торпедируя переговорный процесс, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель председателя Народного совета ДНР, полномочный представитель республики на минских переговорах Денис Пушилин.
ВЗГЛЯД: Денис Владимирович, решение о проведении выборов 18 октября не согласовано с Киевом? Это не идет вразрез с минскими соглашениями?
Денис Пушилин: Это решение скорее идет как следствие минских соглашений. Если точнее, то проведение местных выборов на всей территории ДНР было определено пунктами 4 и 12 Комплекса мер по выполнению минских соглашений. И наше решение было очередным шагом навстречу.
Киевом действительно не было принято ни одного положительного решения в этом направлении. Принятые законы и подзаконные акты либо не вступили в силу, либо противоречат пунктам мирных договоренностей. Но самое страшное, что ни один из этих нормативных актов не был согласован с представителями ДНР и ЛНР. А значит, решение политической части Комплекса мер Украина всячески игнорирует.
#{interviewpolit} ВЗГЛЯД: Как, по вашему мнению, мировое сообщество должно отнестись к вашему решению провести выборы без согласования с Киевом?
Д.П.: Мы надеемся, что Европа и мировое сообщество поддержат нас. Это решение не идет вразрез с минскими соглашениями. Предстоящие выборы – это выполнение пунктов данного документа, подписанного представителями «нормандской четверки» и Контактной группы, а значит, заранее одобрены европейскими лидерами. Более того, мы планируем провести выборы под надзором БДИПЧ ОБСЕ, что также закреплено Комплексом мер.
ВЗГЛЯД: В Киеве в данный момент идет рассмотрение поправок в конституцию, связанных с установлением порядка местного самоуправления. Почему вы решили не дожидаться, пока Киев примет поправки?
Д.П.: Наверное, потому, что эти поправки с нами не согласованы. Минским соглашением, а именно пунктами 4 и 11, предусмотрено согласование решений конституционной комиссии Украины с представителями ДНР и ЛНР. К сожалению, несмотря на наши многочисленные призывы и предложения, украинская сторона остается бескомпромиссной. И мне очень жаль, что это так.
Своими действиями официальный Киев сознательно тормозит переговорный процесс, ввергая в сложнейшие условия существования не только ДНР и ЛНР, но и собственную страну и ее жителей.
ВЗГЛЯД: Почему, по вашему мнению, принятие изменений в конституцию так затянулось?
Д.П.: Если вы заметили, то не только политическая часть переговоров затянулась. На самом деле Украина тормозит решение вопросов практически во всех подгруппах. Но, если говорить конкретно о конституции Украины, то я думаю, что киевским властям выгодно затягивание процесса. Вы посмотрите, ведь для Европы Украина старается создать картинку полного выполнения пунктов соглашения – закон об особом статусе приняли, изменения в конституцию Украины готовят, да и пропускную систему на блокпостах изменили.
Только вот Украина не уточняет, что закон об особом статусе хоть и был принят Верховной радой, но внесенными 17 марта 2015 года поправками фактически денонсирован и по сей день не вступил в силу, а решения конституционной комиссии Украины до сих пор не согласовываются с представителями ДНР и ЛНР, что, по сути, является прямым невыполнением пункта 11 Комплекса мер и, соответственно, имитацией реализации минского соглашения. При всем при этом Украина официально не выходит из переговорного процесса.
План официального Киева, на мой взгляд, до удивительного прост. Вводя экономическую, энергетическую и транспортную блокаду, всячески затягивая мирное урегулирование конфликта, заставляя Донбасс, по сути, выживать, Украина надеется, что тем временем ослабевшая от санкций Россия распадется сама, и ДНР и ЛНР, как «пророссийские образования», прекратят свое существование.
Только Петр Порошенко и его западные партнеры не учитывают тот факт, что ДНР и ЛНР – это выбор народа Донбасса. И за этот выбор мы готовы бороться. Да и от введенных против Российской Федерации санкций Европа страдает больше, чем сама Россия. И понимание этого факта европейской элитой становится все более заметным.
ВЗГЛЯД: Вы требуете, чтобы законодательно за Донбассом был закреплен особый статус? Если да, то какой статус вы хотите, чтобы был закреплен за этой территорией?
Д.П.: Этот статус прописан в Комплексе мер по выполнению минских соглашений. Он подразумевает определенный вариант децентрализации или автономизации наших территорий. Термин не самый подходящий, но каким он должен быть, пока не решено.
В соответствии с пунктом 11 Комплекса мер закон об особом статусе должен предоставить ДНР и ЛНР право на языковое самоопределение, назначение и контроль за деятельностью местных органов власти, судов, прокуратуры и народной милиции руководством Донецкой народной республики и др. Все эти позиции должны обсуждаться в рамках подгруппы по политическим вопросам.
Тем временем Украина позволяет себе в одностороннем порядке рассматривать и принимать нормативные акты и поправки в конституцию, не учитывая наших предложений и пожеланий. Чем вновь нарушает мирные договоренности, достигнутые в Минске 12 февраля.