Совместный доклад об активности иностранной разведки на территории ФРГ был подготовлен МВД Германии и Службой защиты конституции. А это разведка и контрразведка, выросшая еще из «организации Гелена» – прообраза службы безопасности новой федеративной Германии, созданной сразу после войны под эгидой американцев из офицеров нацистских разведывательных структур.
германский доклад выглядит совершенно непрофессиональным документом именно по причине его правдоподобности
Особое акцентирование доклада на ведении электронного шпионажа именно со стороны России и Китая выглядит не только как дань общей моде обвинять в электронных проблемах именно Москву и Пекин, иногда, для пущего ужаса, еще и КНДР. Особенно это странно на фоне постоянных скандалов с прослушкой американскими спецслужбами высших должностных лиц Европы, в том числе и Ангелы Меркель, а теперь и нескольких подряд французских президентов. Скандал вокруг прослушки телефонов федерального канцлера спустили на тормозах, что показало степень зависимости германского правительства от заокеанских друзей.
Непосредственный автор доклада – глава МВД, а в недавнем прошлом министр обороны ФРГ Томас де Мезьер – представитель исключительной даже по германским меркам исторической фамилии потомственных военных и политиков. По происхождению они французы-гугеноты – беженцы в Германию после Варфоломеевской ночи. Отец нынешнего главного полицейского Германии, полковник Ульрих де Мезьер был одним из высокопоставленных офицеров вермахта во время Второй мировой войны, завсегдатай бункера Гитлера, и он одним из первых узнал о самоубийстве фюрера. В 1945-м он попал в американскую зону оккупации и при канцлере Аденауэре стал одним из организаторов возрождения германской армии уже в виде современного бундесвера.
С другой стороны, его двоюродный брат Лотарь вырос в ГДР, сделал блестящую карьеру в СЕПГ и, в конце концов, возглавил ГДР после Хоннекера. Именно Лотарь де Мезьер был последним премьер-министром ГДР, подписывавшим документы о ликвидации этого государства, и лично он дал «путевку в жизнь» своему пресс-секретарю – тогда еще совсем молодой Ангеле Меркель, спротежировав ее в аппарат федерального канцлера Гельмута Коля.
Сейчас Лотарь де Мезьер, как это ни парадоксально, последовательный критик политики Ангелы Меркель, а его высказывания в ее адрес порой переходят границы общеевропейских правил поведения.
Двоюродные братья, несмотря на рождение в «разных» Германиях, состоят в одной партии – Христианско-демократическом союзе (ХДС), во многом близки по взглядам и, невзирая на исторически негерманское происхождение, представляют собой одну из наиболее влиятельных на германском политическом поле фамилий.
Так что обнародованный доклад о деятельности иностранных разведок на территории ФРГ в основном стоит отнести на счет их личного политического проекта, а не как результат деятельности Организации по защите конституции. Глава контрразведки Хаанс-Фридрих Маасен не профессионал в своем деле, а скорее политический назначенец с неоднозначной репутацией. Видимо, сочетание политических амбиций семейства де Мезьеров и ангажированность Маасана и породило тот странный документ, который был представлен как доклад об активизации иностранных разведок на территории Германии, в первую очередь российской. Общие слова о росте влияния и возможностей электронной разведки – это нормально. В то же время этот аспект освещен достаточно формально и, как бы это попроще выразиться, не совсем понятно. Согласно документу, иностранные агенты на территории Германии все менее пользуются традиционными способами обмена информацией, а все больше прибегают к электронной системе передачи данных. При этом нет точного объяснения, что именно имеется в виду. Например, общение через интернет и мгновенная передача информации из направленного источника – это принципиально разные вещи с точки зрения и самой техники разведывательной деятельности, и по структуре агентурной разведки. Одно дело – общаться со связными через коммутаторы порночатов, что очень распространено в мире ИГИЛ*, или, проезжая мимо здания российского посольства на автобусе, за сотые доли секунды «выстрелить» тоннами информации из электронного устройства направленного действия.
Но далее по ходу доклада германская контрразведка подробно описывает «вопросники», которые теперь использует российская разведка при работе с агентурой из граждан Германии. При этом отмечается, что последние лет пять российская разведка не предпринимала активных действий по сбору информации в ФРГ, а активизировалась только с началом кризиса на Украине. Представители российских резидентур возобновили личные встречи со своими информаторами и агентами, задавая им однотипные вопросы.
В основном эти вопросники касаются экономических санкций. Причем даже не их самих, а так называемых красных линий – что именно в поведении Москвы будет для Берлина абсолютно неприемлемым и что сможет повлиять на ужесточение санкций. Дополнительно требуется информация о противоречиях между правительственной линией в отношении России и позицией бизнес-кругов, разногласиях и противоречиях внутри ЕС, а также новых технологиях в области энергетики, в частности, так называемого фрекинга.
Последнее, впрочем, можно оставить на совести авторов доклада, поскольку фрекинг-технологии в Германии законодательно запрещены. А вот сам факт обнародования такого рода «вопросников» любопытен. Дело в том, что в забюрократизированном мире разведки эти «вопросники» представляют собой единый документ, который требует отчетности. То есть опрос агентуры действительно может проводиться по единообразной схеме. Это, казалось бы, противоестественно с позиции здравого смысла – все люди разные, у всех разный уровень допуска и понимания, но в то же время при массовом, именно количественном подходе такой подход может дать на выходе некую целостную картину мира, если, конечно, в ней грамотно разбираться. Такое возможно.
Но германский доклад выглядит совершенно непрофессиональным документом именно по причине его правдоподобности, если принимать во внимание бюрократические особенности российской разведки, унаследованные от КГБ. Ни одна здравомыслящая контрразведка мира в здравом уме и памяти не сознается, что она обладает доступом к такого рода основополагающим «вопросникам». Их следовало бы повесить под семью замками в самом дальнем замке в Баварии, вокруг выставить боевых драконов и затем месяцами снабжать российскую разведку дезинформацией, раз вы такие умные.
И раз вы такие умные, то зачем потребовалось заведомо «палить» свою же контрразведывательную систему, утверждая, что вы обладаете возможностью проследить во времени частоту контактов российских резидентур со своей сетью информаторов? В докладе указывается, что российская резидентура в Германии в последний год постоянно ведет разъяснительную работу среди своих контактов (видимо, имеются в виду германские политики, ученые и журналисты, с которыми резидентуры находятся на связи как с потенциальными агентами влияния) о политике России на Украине. Чуть ли не лекции им читает о смысле событий («распространение дружественных по отношению к России убеждений»), убеждает в отсутствии российских войск на территории сопредельного государства и тому подобное.
То есть германская контрразведка публично утверждает, что все подобные контакты находятся у нее «под колпаком». Это либо гигантский непрофессионализм, либо грубый самопиар. Нет смысла объяснять, насколько безграмотно обнародовать такие данные, если есть потенциальная возможность сыграть на этом же поле, тем более еще и на своей территории. Можно понять попытку напугать российские резидентуры, чтобы те вдруг засуетились, решив, что они засвечены, и принялись в массовом порядке срочно менять сотрудников. Такие кадровые телодвижения никогда не остаются незамеченными, но, с другой стороны, контрразведке всегда проще работать с уже выявленными сотрудниками, чем тратить время на разработку вновь приехавших.
И тут снова возникает вопрос о политической ангажированности этого документа. Германское контрразведывательное ведомство в глубоком кризисе. В каких бы дружеских отношениях ни состояли эти службы и лично Маасен с США, унижения от прослушки переговоров Меркель никто не отменял. И тут вдруг публикуется доклад, в котором черным по белому написано, что германская контрразведка чуть ли не обедает и ужинает вместе с российскими спецслужбами, все о них знает и даже не желает играть в контригры, а просто так открыто выкладывает секретные данные. Это несерьезно с точки зрения классической разведки. Хотя бы даже потому, что все данные, на которые завуалированно ссылаются авторы доклада, подразумевают как раз не электронный шпионаж, а обычную, классическую агентурную разведку. Задушевные разговоры с людьми. Вербовку агентуры. Подбор агентов влияния, формирование сети связей. То есть то самое, с чем у западных разведок давно уже большие проблемы.
Очень может статься, что все эти «вопросники» придуманы самой германской контрразведкой. Не надо быть большого ума, чтобы спрогнозировать, что именно могло бы сейчас интересовать Москву. А сформировать подобный доклад – тоже не великого ума дело. Если исходить из идеального варианта, в котором отсутствует самопиар и политические игры семейства де Мезьеров и проамерикански настроенного Маасена, то это всего лишь попытка надавить на Москву. В реальности же есть и де Мезьеры, и очевидная возможность все-таки частично контролировать контакты резидентур, и прозрачный уровень доступности некоторых политических фигур в Германии.
Здесь есть над чем поразмыслить, хотя и не стоить принимать близко к сердцу слишком уж, на первый взгляд, непрофессионально выглядящий доклад. Изобразить дурака гораздо сложнее, чем умного.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ