В Евросоюзе создана специальная группа для борьбы с российской пропагандой. Как пишет издание České Noviny, группу возглавит чех, бывший сотрудник газеты Hospodarske noviny Якуб Каленский. Подробной информации пока нет, сам Каленский весьма лаконично прокомментировал свое назначение:
В России, вопреки сложившемуся мнению о «единой и неделимой государственной пропаганде», такого органа нет
«Я очень ценю то, что МИД номинировал меня на эту должность, и, конечно, я рад, что прошел отбор внешнеполитической службы ЕС. Я уверен, что это очень важная тема».
Кто войдет в группу помимо чешского журналиста, какими могут быть первоочередные задачи «информационного спецназа» – неизвестно. На запрос газеты ВЗГЛЯД с просьбой об интервью Каленский ответил, что в ближайший месяц не готов говорить о деталях проекта, но впоследствии готов пообщаться с российскими СМИ на данную тему. Безусловно, для штатного борца с российской пропагандой начать свою работу с того, чтобы внятно и четко разъяснить свою позицию аудитории в России, наверное, было бы самым правильным решением.
Напомним, 20 марта председатель Евросовета Дональд Туск поручил главе брюссельской дипломатии Федерике Могерини к июню подготовить план противодействия российской «дезинформации» при освещении конфликта на Украине. В тот же день посольствам стран ЕС в Брюсселе было разослано описание вакансии, в которой говорилось, что ключевой задачей контрпропагандистов будет «коррекция и проверка фактов дезинформации/мифов».
В числе служебных обязанностей тогда называлось «регулярное обновление информации о ЕС через ключевые сообщения, статьи, редакционные материалы, информационные бюллетени и инфографику с акцентом на выгоды «Восточного партнерства» и подготовка пресс-материалов на русском языке. Обещанная зарплата – 4350 евро в месяц (273 693 рубля по курсу Московской биржи на 05.06.2015).
Впрочем, новосозданная группа начнет работу не завтра, а осенью. В ближайшие месяцы «информационный спецназ», видимо, будет знакомиться, притираться друг к другу и готовить тестовые материалы.
В ожидании ответов
Пока что о деятельности группы есть только вопросы – и практически нет ответов. Начиная с того, кто еще войдет в ее состав, помимо Каленского, и заканчивая тем, какими средствами она планируют доводить плоды своих усилий до европейской и российской публики. Будут ли их статьи публиковаться в СМИ на гонорарной основе, бесплатно или «на правах рекламы»? Намерены ли они противостоять российской пропаганде своей пропагандой или сделают акцент на разоблачениях? Вопросов много, и мы все-таки надеемся дождаться ответов из первых рук.
На текущий момент можно констатировать две вещи. Во-первых, российская пропаганда признана серьезной угрозой безопасности Евросоюза – об этом свидетельствует множество заявлений на эту тему, но создание «информационного спецназа» – самый яркий факт. Во-вторых, собственные СМИ Европа считает недостаточно подготовленными для противостояния той информационной картине мира, которую, к примеру, Russia Today доносит до своих европейских зрителей. Также это признание недостаточности русских служб BBC, радио «Свобода*», Deutsche Welle* и других адресованных российской аудитории иностранных изданий. Не справляются.
Угроза или стимул
Является ли европейский «информационный спецназ» серьезной угрозой для России и надо ли нам в ответ создавать аналогичную структуру при российском МИДе или другом правительственном органе? Наверное, на первую часть вопроса есть смысл ответить «нет», а на вторую – «да». Всерьез опасаться враждебной пропаганды можно только в том случае, когда ты недостаточно уверен в собственной правоте. Собственно, именно это и происходит в Европе. «Европейские ценности», о которых говорят с трибун в Брюсселе, сталкиваются с непониманием в европейских странах. Рост популярности правых и левых евроскептиков и интерес к позиции России – зримое тому подтверждение.
В XXI веке построить пропаганду на лжи можно, только полностью отключив интернет и оставив один телевизионный канал. Информационное противостояние России и Запада – это конфликт ценностей и отношений, а вовсе не Правды и Лжи. Поэтому, если в Европе будет существовать группа, чьи информационные материалы можно будет считать «официальной позицией ЕС», безусловно, реагировать на них будет проще и удобнее.
В России, вопреки сложившемуся мнению о «единой и неделимой государственной пропаганде», такого органа нет. Пресс-службы президента и правительства, Смоленская площадь, репортеры и аналитики государственных и окологосударственных телеканалов, интернет-СМИ – крайне редко они действуют синхронно и согласованно. Но почему-то все это считается «позицией России».
В результате этого слова частного лица – телеведущего Киселева – о способности России превратить США в радиоактивный пепел (что, в общем-то, является просто констатацией факта) почему-то были проинтерпретированы в западных и украинских СМИ чуть ли не как «Кремль пригрозил ядерным ударом по Америке».
Поэтому, если в России появится официальный орган, в чьи задачи будет входить «регулярное обновление информации о России через ключевые сообщения, статьи, редакционные материалы, информационные бюллетени и инфографику с акцентом на выгоды Таможенного союза и подготовка пресс-материалов на основных европейских языках» – это можно только приветствовать.
Впрочем, возможно, есть смысл сперва дождаться начала работы европейского «информационного спецназа» и оценить достижения и ошибки коллег, прежде чем создавать собственный аналог.
Еще одна причина, по которой создание этого органа можно только приветствовать, – явная недостаточность и однобокость информации о России у еврочиновников. А недостаточная информированность неизбежно приводит к неверным выводам. Сможет ли «информационный спецназ» дать более полную и более точную картинку о России, опять-таки покажет время.
Безусловно, создание «информационного спецназа» – куда более позитивное явление, чем размещение в Европе американских крылатых ракет или увеличение натовской группировки возле российских границ. Да, добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом, но все-таки ядерным державам не стоит лишний раз бряцать оружием – слишком велика цена эмоции или ошибки. Лучше разговаривать.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента