Верховная рада в четверг расторгла пять соглашений между правительствами Украины и России, касающихся военного сотрудничества. В том числе денонсировано соглашение о транзите российских воинских формирований, которые временно находятся на территории Молдавии, подписанное в 1995 году. Правда, это решение еще не утвердил глава государства Петр Порошенко.
Наоборот, из Приднестровья вывозили боеприпасы и технику – на утилизацию. Там старые боеприпасы в аварийном состоянии. Если их не вывозить, то когда-нибудь они грохнут
В МИД России уже признали, что снабжение российских миротворцев, дислоцированных в Приднестровье, теперь будет прервано. «Мы сожалеем о принятом решении. Для нас нет другого пути, кроме как через Украину. Тем самым Украина, являясь участником формата по приднестровскому урегулированию, практически перечеркивает все усилия и демонстрирует свое отношение к процессу и незаинтересованность в налаживании скорейшего мира и спокойствия», – цитирует «Коммерсантъ» источник на Смоленской площади.
«Возможно, возникнут накладки. Но, естественно, мы там свои силы не оставим. Этот вопрос уже и прорабатывался в Минобороны и Минтрансе, поскольку препоны они всегда ставили, еще даже при старой власти начинали, – сообщил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин («Единая Россия»). – Как конкретно мы решим проблему, пока не знаю, но я знаю, что она будет решена. Чисто теоретически можно пока все необходимое возить по воздуху».
200 тысяч тонн в селе Колбасна
Как известно, оперативная группа российских войск является преемницей 14-й общевойсковой армии, которая после распада СССР была переведена под юрисдикцию России. Она представлена двумя батальонами солдат и офицеров, которые обеспечивают проведение миротворческой операции в зоне безопасности приднестровского конфликта и охрану складов вблизи села Колбасна, где находится 200 тыс. тонн боеприпасов.
«Наши солдаты там, собственно говоря, и занимались охраной этих складов. То, что возили через Украину, – это ГСМ, продукты питания и прочее. Боеприпасы и технику, скорее всего, не возили. Теперь ГСМ могут возить по воздуху, но, конечно, это дико дорого. Питание они закупают частично на месте, так что это не главное», – пояснил газете ВЗГЛЯД военный аналитик Дмитрий Литовкин.
Главная проблема, по мнению эксперта, связана с обратным транзитом. «Наоборот, из Приднестровья вывозили боеприпасы и технику – на утилизацию. Там старые боеприпасы в аварийном состоянии. В свое время еще Лебедь все это демонстрировал прессе – подземные хранилища, забитые по самый потолок и до самой двери ящиками, обвалованные капониры, где просто лежали на полу груды этих боеприпасов. Если их не вывозить, то когда-нибудь они грохнут».
Отдавать Приднестровью их Москва не хочет, да и бессмысленно, напомнил Литовкин. «Молдаванам тоже не отдашь, потому что уже приднестровцы не пустят. Самолетами их не повезешь, – перечислил эксперт. – Это полностью головная боль России».
Эксперт напомнил, что еще в 2012 году замминистра обороны Дмитрий Булгаков анонсировал появление мобильных утилизационных центров. «Эти мобильные центры транспортабельны, их можно возить по воздуху, – пояснил Литовкин. – Но надо понимать, что они могут утилизировать? Артиллерийские снаряды, противопехотные мины. Но, скорее всего, на приднестровских складах остались еще ракеты для РСЗО, оперативно-тактические боеголовки, а с ними сложнее. Так что возникнет куча проблем».
Кишинев может вслед за Киевом закрыть наземное и воздушное сообщение с Тирасполем, опасается эксперт. «Молдаване сейчас тоже перекинулись в украинский лагерь. В Кишиневе Приднестровье уже называют «плацдармом» для нападения на Украину», – посетовал Литовкин.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в четверг Верховная рада разорвала также соглашение 1995 года об организации военных межгосударственных перевозок и расчетов за них, о сотрудничестве 1997 года в отрасли военной разведки и соглашение 2000 года о взаимной охране секретной информации.
«Военно-техническое сотрудничество было прекращено летом прошлого года решением СБУ. Оно фактически не осуществлялось, просто было соглашение. Так что нельзя свернуть то, чего уже нет», – заметил по этому поводу источник в МИД России.
В Киеве началась какая-то бешеная возня, добавил Заварзин. «Все военно-технические соглашения разрывают, все отменяют. Это риторика агонии. От этой страны все сейчас, абсолютно все можем ожидать, – отметил генерал-полковник. – Так что все вопросы, по которым мы в военной сфере еще были связаны с Украиной, теперь в экстренном порядке пересматриваем, чтобы не было вообще никакой корпоративности с этой страной».#{ussr}
В МИД Приднестровья газете ВЗГЛЯД сообщили, что пока не готовы комментировать решение Киева. Зато депутат верховного совета самопровозглашенной республики Петр Пасат напомнил, что недавно кишиневские власти попросту развернули в аэропорту двух миротворцев, направлявшихся для ротации в Тирасполь.
«Это прецедент. Поэтому будут ли они пропускать грузовые военные самолеты в Приднестровье, теперь уже трудно сказать. Последние события, начиная с осени, показывают, что скорее нет. Но это предмет переговоров Кишинева с Москвой. Если так все же случится, то не будет обновляться миротворческий контингент. У нас уже обсуждается идея создавать максимально комфортные условия миротворцам, выделить жилье и так далее, чтобы они здесь остались насовсем, уже без ротации», – рассказал депутат газете ВЗГЛЯД.
Что касается утилизации, то она, по мнению Пасата, должна стать предметом переговоров, в том числе и с участием ОБСЕ, России: «Тут действительно остался еще большой боекомплект, поэтому ситуация буквально взрывоопасная. И все заинтересованы, чтобы ее не было».
Экономическое удушение республики
Решение Киева дестабилизирует и само Приднестровье, считает первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ).
«Украина этими денонсациями не только подрывает отношения военные с Россией, у нас их уже и нет, а вот то, что она вызывает еще одну войну и ее специально подогревает, вот это мало кто понимает. Как сегодня быть русским миротворцам, которые там сегодня находятся с мандатом? Как им туда заехать? По воздуху не залететь – не дают коридора, по земле не проехать. И в то же время люди, которые там живут, у них нет толком ни оружия, ни боеприпасов, чтобы себя защищать. То есть обрекают их либо на погром и вырезание, либо на бессмысленную и беспощадную войну», – сказал РИА «Новости» Калашников.
По его словам, Приднестровье фактически оказалось «оккупированной крепостью». «С одной стороны – Молдавия, которая вступила в Европейскую ассоциацию. А с другой стороны – Украина, которая также вступила в Европейскую ассоциацию. Но при этом Молдавия душит экономически. Они, например, не включили ни одно предприятие, которое находится на территории Приднестровья, в список, которым они обменялись с Евросоюзом, предприятий, которые могут поставлять свою продукцию в Европу. А Украина душит также и экономически, и теперь еще военными способами», – отметил депутат.
«Недавно Кабмин Украины решил с конца мая закрыть два акцизных пункта пропуска для провоза подакцизных товаров, – добавил и Петр Пасат. – У нас их и было два на границе с Украиной – железнодорожный и автомобильный. То есть принуждают нас работать через Кишинев, через пункты пропуска на границе Молдавии и Украины. Это влечет за собой соблюдение молдавского законодательства, которое отлично от приднестровского, уплату акцизов и пошлин в молдавский бюджет».
По мнению депутата, это означает фактическое удушение приднестровской экономики. «В этом месяце Кишинев лишил лицензии на импорт и на оборот этилового спирта наши бюджетообразующие крупные предприятия – KVINT и «Букет Молдавии». Кишинев требует доступ на предприятия молдавским контролирующим органам. Этого раньше не было, и это невозможно», – подчеркнул Пасат.