В пятницу президент Франции Франсуа Олланд по итогам переговоров в Ереване с российским лидером Владимиром Путиным заявил, что окончательное решение по вертолетоносцам класса «Мистраль», построенным для поставки в Россию, пока не принято. «В том, что касается «Мистраля», я изложил основы вопроса: либо «Мистраль» будет поставлен – но сегодня мы такого решения не намерены принимать. Либо будет осуществлена компенсация в тех формах, которые мы обсудим в дальнейшем. На данный момент никакого решения не принято», – приводит ТАСС слова Олланда.
Сохранить лицо
Разрыв контракта наносит огромный удар по экономике Франции. Производство этих кораблей придется оплачивать французским налогоплательщикам
Это заявление прозвучало сразу после того, как дипломатический источник Reuters сообщил прямо противоположное. А именно – что в ближайшее время Россия и Франция все-таки разорвут контракт по «Мистралям». По словам источника, Олланд предложил «приемлемое» решение проблемы, которое позволит Парижу «сохранить лицо».
Как сообщает, в свою очередь, со ссылкой на свои источники ТАСС, Москву устроит возврат заплаченных за строительство кораблей средств в размере почти 1,5 млрд евро. Источник добавил, что Россия высоко ценит решение Франции вернуть средства за непоставку «Мистралей». При этом британская газета Times сообщила о других цифрах компенсации, которую получит Россия при разрыве контракта. Париж, по сведениям издания, будет должен заплатить Москве 1 млрд фунтов стерлингов, то есть 1,5 млрд долларов, что меньше суммы, озвученной российской стороной.
Ранее в пятницу вице-премьер России Дмитрий Рогозин высказал мнение, что Москве не следует судиться с Францией из-за непоставки вертолетоносца. «Я не думаю, что такие отношения, как отношения России и Франции, надо доводить до судебных разбирательств», – заявил он.
Напомним, что Путин в ходе недавней прямой линии рассказал о действиях Москвы в случае разрыва контракта. Он заверил, что Россия не станет требовать от Парижа выплаты неустойки и запредельных штрафов, но рассчитывает, что руководство Франции возместит России издержки. Более того, он констатировал, что с точки зрения поддержания обороноспособности страны это «не имеет никакого значения». Таким образом он дал понять, что контракт имел не столько военное, сколько политическое значение. «Мы в свое время заключили эти контракты, чтобы поддержать наших партнеров и занять их верфи», – сказал президент.
Глава государства констатировал, что ситуация с «Мистралями» во многом характеризует степень надежности партнеров России, входящих в блок НАТО. Такие государства утрачивают часть своего суверенитета, подчеркнул президент.
Три миллиона евро в месяц
Первый корабль класса «Мистраль», построенный для России и получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года и еще в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России. В последний момент Париж на неопределенный срок приостановил передачу, мотивируя это ситуацией на Украине. Первоначально планировалось, что второй корабль, «Севастополь», будет передан во второй половине 2015 года, однако, как и в случае с первым кораблем, решение о его поставке заморожено.
Содержание вертолетоносцев, по данным СМИ, ежемесячно обходится Франции в 3 млн евро.
Эти корабли предназначены для перевозки войск и грузов, высадки десанта, управления боевыми действиями. Оснащены средствами радиоэлектронной борьбы, противоторпедной защиты, радиолокаторами, системами связи и боевого управления. Корабль может перевозить до 16 тяжелых вертолетов или 32 легких, до 900 солдат, бронетехнику, а также четыре десантных катера.
Удачный разрыв
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков убежден, что если контракт все-таки будет разорван, то это будет великой удачей для России. «Избавиться от ненужного хлама, получить обратно деньги – я могу только рукоплескать такому исходу этой проблемы. Абсолютно не нужные для российского флота корабли останутся во Франции. И куда они потом денутся, никто не знает. Вряд ли кому-нибудь из стран НАТО понадобится этот корабельный хлам», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
Что касается установленного на кораблях российского оборудования, то оно, уверен эксперт, должно быть возвращено. «Или стоимость этого оборудования должна быть оплачена. Но, учитывая тот факт, что это оборудование устанавливалось во Франции и французские ученые и военные были допущены к нему, говорить о том, что оборудование было секретным, не приходится. Это, естественно, экспортные варианты навигационных систем, которые могут поставляться на широкий рынок. Я думаю, никаких новых технологий там не было», – полагает эксперт.
При этом рыночный имидж Франции после аннулирования контракта будет испорчен. По его словам, ключевым элементом считается надежность поставщика. «Имиджевый удар по Франции был нанесен господином Олландом путем отказа от поставки «Мистралей». Следствием этих действий Олланда стало то, что возникли проблемы с поставкой Индии нескольких десятков истребителей «Рафаль», – полагает Сивков.
Он отмечает, что сделка не состоялась еще и по той причине, что во Франции в свое время был взят курс на тесное сближение с НАТО. Такого не произошло бы, придерживайся Франция деголлевского курса – курса независимой страны, обладающей всем комплексом системы национальной безопасности, начиная со стратегических ядерных сил сдерживания и заканчивая силами общего назначения, которая не входит в НАТО, поддерживает со странами здоровые отношения.
«Олланд продолжает курс, при котором Франция подконтрольна США и выполняет волю вашингтонского обкома. Сегодня этими действиями Олланд показал, что Франция не свободна в выборе своего внешнеполитического курса. Разрыв контракта наносит удар по экономике Франции. Производство этих кораблей придется оплачивать французским налогоплательщикам. В результате разрыва контракта будет потеряно много рабочих мест. Также стране придется платить за поддержание этих кораблей на плаву. А это немалые деньги», – подытожил Сивков.