Официальный представитель правительства Венгрии Золтан Ковач рассказал телеканалу RT о том, какое воздействие оказывают антироссийские санкции на его страну, как ведется подготовка к строительству АЭС «Пакш», а также о том, чувствует ли Венгрия угрозу своей безопасности.
Мы считаем ошибочным тот подход, который сейчас наблюдаем в некоторых европейских столицах и в столице самого ЕС
– Одной из основных тем в настоящее время является тема санкций, введенных Евросоюзом против России. Как вам кажется, привели эти санкции к искомому политическому результату?
– Мы видим, что санкции оказали в основном отрицательное воздействие на все стороны, в том числе на Евросоюз и Россию. Венгрия, да и многие другие страны, на самом деле четко заявляют о том, что с помощью санкций украинский кризис урегулировать невозможно. Необходимо решать вопрос дипломатическими средствами, а санкции только вредят обеим сторонам.
Мы считаем, что Евросоюз не должен отказываться от экономического партнерства с Россией. Соответственно, в настоящий момент, насколько мы понимаем, ужесточение санкций рассматриваться не будет. Возможно, будет рассматриваться вопрос о продлении срока действия для уже введенных санкций – но опять-таки мы считаем, что европейские страны должны выступить с единой позицией и не только прийти к соглашению с Россией, но и найти мирный выход из украинского кризиса.
– То есть вы считаете, что у Европы должна быть консолидированная позиция, даже если при этом ущемляются интересы двух–трех конкретных членов Евросоюза?
– Единственное, что я могу вам сказать, – это что венгерское руководство будет стремиться к выработке единой европейской позиции, а там уже все будет зависеть от политической мудрости глав государств, которые должны будут предложить оптимальное с их точки зрения решение.
– Я хотела бы процитировать высказывание вашего премьер-министра: «Тот, кто считает, что европейская экономика или Европа будет конкурентоспособной без сотрудничества с Россией, и тот, кто думает, что в Европе можно гарантировать энергетическую безопасность без энергоносителей, поступающих из России, тот лелеет иллюзии». Что имел в виду Виктор Орбан? Кто лелеет иллюзии?
– Мы считаем ошибочным тот подход, который мы сейчас наблюдаем в некоторых европейских столицах и в столице самого Евросоюза и который направлен на отторжение России. Мы считаем, что Европа, наоборот, должна рассматривать Россию как партнера и развивать сотрудничество с ней.
В последние 10–15 лет, или, скажем так, с момента падения коммунистического режима, мы всегда воспринимали Россию как экономического партнера. Для Венгрии Россия всегда была стратегическим партнером в плане энергетики: Россия обеспечивает практически все наши потребности в нефти и 80% наших потребностей в газе. Поэтому, с одной стороны, в Европе действительно должна действовать политика, направленная на диверсификацию системы энергопоставок, но при этом, с учетом всего вышеизложенного, Евросоюз должен принимать во внимание особые отношения между Венгрией и Россией.
– В западной прессе венгерского премьер-министра в последнее время не пинает только ленивый – его называют и «авторитарным», и «прокремлевски настроенным». Американский сенатор Джон Маккейн и вовсе объявил вашего премьера «неофашистским диктатором». Выходит, чтобы стать злодеем в глазах Запада, достаточно поддерживать отношения с Россией? Мне интересно ваше личное мнение.
– Я, конечно же, выскажу не свое личное мнение, а позицию правительства, которая заключается в том, что нам следует стать выше подобных эмоциональных характеристик, поскольку, в нашем понимании, мы отстаиваем национальные интересы Венгрии. Я сейчас говорю не только как дипломат – мы должны изменить угол зрения. Когда кто-то пытается принудительно поставить Венгрию в положение, которое ей несвойственно, причем в интересах какого-то другого государства – это просто неправильно. Мы всего лишь отстаиваем национальные интересы своей страны, и, как я уже сказал, от партнерства с Россией нам никуда не деться.
– Тогда поговорим чуть подробнее об этих национальных интересах – в частности, о недавно заключенном соглашении между Венгрией и Россией о строительстве новых энергоблоков на АЭС «Пакш». Само собой разумеется, сделка моментально вызвала недовольство со стороны ЕС – насколько я понимаю, надзорные органы Евросоюза могут даже попробовать запретить ее, наложить вето или штраф за ее реализацию. Как в этом случае поступит Будапешт?
– Мы не строим подобных предположений – мы просто реализуем данный проект согласно нашим договоренностям с российской стороной. Но пока, как вы знаете, он еще находится в начальной стадии. Мы разработали под него схему финансирования. С российскими партнерами у нас заключено базовое соглашение, которое ранее санкционировал, то есть утвердил, парламент Венгрии. Мы считаем, что атомная энергетика должна иметь равные права с остальными отраслями энергетики, и в самом Евросоюзе они и находятся в равных правах.
– Конечно, но вопрос в том, имеет ли, по-вашему, Евросоюз право наложить вето на этот проект? Речь сейчас не о предположениях, а скорее о предосторожностях, которые могут быть необходимы в отношении подобного стратегически важного проекта.
– Мы постоянно поддерживаем диалог с Европейской комиссией и всеми заинтересованными органами ЕС. Мы исходим из того, что данный проект может и должен рассматриваться с тех же позиций, что и аналогичные проекты в других странах Евросоюза. Сейчас строится новая АЭС в Великобритании, в Финляндии реализуется долгосрочный проект с участием российских партнеров. Мы считаем, что наш проект в этом ряду ничем не выделяется и не должен рассматриваться через какую-то отдельную призму. Он соответствует всем нормам и требованиям Евросоюза, и мы уже предоставили и будем предоставлять ЕС всю необходимую информацию о проекте.
– В настоящее время НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе, развертывая новые базы и перебрасывая туда дополнительные контингенты численностью в несколько тысяч военнослужащих. Государства, на территории которых размещаются эти базы, приветствуют их как «гаранта от российской угрозы». А Венгрии тоже требуется подобный «гарант»? Ваша страна ощущает угрозу?
– Нет, угрозы мы не ощущаем. Видите ли, историческая правда такова, что в странах Центральной Европы сложился определенный общий взгляд на события – как наследие прошлого, до сих пор определяющее сознание. Однако на нынешний кризис существуют разные точки зрения, и мы относимся к этому с пониманием. Венгрия до сих пор не запрашивала у НАТО ни увеличения воинских контингентов, ни какого-либо еще укрепления сотрудничества в рамках альянса.
Полный текст интервью на английском языке доступен по ссылке.